Автомобиль относится к источникам повышенной опасности. Управляя им, водитель подвергается большим психологическим и физическим нагрузкам. Поэтому труд водителей, а также работников, которые ремонтируют и обслуживают автомобили, охраняется целым рядом нормативных документов. Вам интересно узнать о них? Тогда эти консультации для вас! Разъяснения дает эксперт "АКДИ ЭЖ" И. МИХАЙЛОВ.
Назначение ответственных
Расскажите, пожалуйста, на какие участки нужно назначать ответственных работников?
В. Петров, г. Кемерово
Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте "порадовали" многочисленными нормами об обязательном назначении ответственных работников.
Необходимо назначить работников, ответственных за: производство погрузочно-разгрузочных работ, электрохозяйство, работу грузоподъемных машин и кранов, вентиляционные установки, компрессоры, газовое оборудование, использование котлов.
Кроме того, назначают ответственных за выпуск ТС на линию, санитарную обработку ТС и контейнеров, хранение, перевозку и использование антифриза и, конечно, ответственного за пожарную безопасность.
Может быть, вы не поверите, что в организации должно быть столько ответственных работников, и броситесь перечитывать Межотраслевые правила. Обратите внимание на пункты 2.1.9.4, 2.1.15.2, 2.4.1.2,
2.4.6.3, 5.3.1, 7.4.6, 7.5.13, 7.6.12.
Ответственные работники назначаются приказом работодателя по организации. Очевидно, что ответственные работники обязаны строго следить за подконтрольными объектами и решительно пресекать любые действия, которые могут повлечь за собой нарушение их безопасной работы.
Права и обязанности ответственных работников за организацию безопасного ведения тех или иных работ необходимо предусмотреть в должностной инструкции или правилах внутреннего трудового распорядка.
***
Отраслевые особенности составления локальных актов
Трудовой кодекс предусматривает самостоятельную разработку предприятием локальных актов. Какие документы должны быть разработаны и приняты на предприятии по охране труда водителей, механиков, автослесарей?
П. Семенов, г. Котлас
Начать нужно с инструкций по охране труда, которые должны быть разработаны работодателем для всех категорий работников (ст. 212 ТК РФ). При этом они должны быть разработаны и утверждены с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками органа.
При разработке и утверждении инструкций по охране труда перечисленных работников необходимо выявить опасные и вредные производственные факторы, которые могут влиять на их труд. К ним относятся: движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования; повышение или понижение температуры воздуха рабочей зоны; повышенный уровень вибрации или шума на рабочем месте; повышенная или пониженная влажность и подвижность воздуха; отсутствие или недостаток естественного освещения; недостаточная или повышенная освещенность рабочей зоны (места).
В инструкциях необходимо предусмотреть действия работников и работодателя по устранению (или минимизации) влияния опасных и вредных факторов на работников при исполнении ими своих должностных обязанностей.
Кроме того, необходимо обязательно разработать Правила внутреннего трудового распорядка организации.
Но здесь сразу нужно оговориться: к охране труда работников относятся не все положения Правил, а только некоторые, в частности раздел, посвященный режиму труда и отдыха работников.
Режим труда и отдыха некоторых работников отличается от общего режима работы, предусмотренного ТК РФ (абз. 2 ст. 329 ТК РФ).
Например, для водителей режим труда и отдыха определен Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным постановлением Минтруда России от 25.06.99 N16.
*
Удельный вес работников транспорта, занятых во вредных и опасных условиях труда (в % от общей численности работников отрасли)
Таблица:
Материалы доступны в бумажной версии издания
***
Нормативные акты по охране труда работников, эксплуатирующих ТС
* Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 "Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет";
* Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утверждены постановлением Минтруда России от 12.05.2003 N 28;
* Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей внутризаводского транспорта, Типовая инструкция по охране труда для водителей электропогрузчиков, утвержденные Приказом Минтруда России от 17.03.2000;
* Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утверждено постановлением Минтруда России от 25.06.99 N 16;
* Постановление Минтруда России от 18.12.98 N 51 "Об утверждении Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты";
* Постановление Минтруда России от 14.03.97 N 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда";
* Типовые инструкции N 18, 19, 20, 21, 22, 23, утвержденные Приказом Департамента автомобильного транспорта Минтранса России от 27.02.96 N 16;
* Правила по охране труда на автомобильном транспорте, утверждены Приказом Минтранса России от 13.12.95 N 106;
* Приказ Минздрава России от 10.12.96 N 405 "О проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников";
* Приказ Минздрава РФ от 14.03.96 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии";
* Приказ Минздрава СССР от 29.09.89 N 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств";
* Инструкция М 24 по технике безопасности для водителей автомашин, автопогрузчиков, утверждена Минздравом СССР 24.06.76;
* Отраслевые тарифные соглашения по автомобильному транспорту на 2002- 2004 годы.