Пикет у горисполкома был мирным. Народ особо не шумел. Лишь слова плакатов срывались в крик: «Долой самоуправство «Агроэкспорта» в Николаевском порту!», «Не приймайте поспишних ришень щодо земли ричкового порту».
Земельно-портовый скандал в Николаеве разразился недавно, но протекает бурно. С соответствующими выступлениями, обвинениями и апелляциями к власти.
До этого пятилетнее сотрудничество «Агроэкспорта» и речного порта считалось взаимовыгодным и перспективным.
Надо сказать, что конец 90-х порт переживал тяжело. Из всех генеральных грузов оставался только металлолом. Грузопотоки угля на Болгарию, Венгрию, Румынию шли мимо. Мелкие партии металлопроката положение не спасали. Погрузочно-разгрузочные мощности использовались едва не вполовину.
Нужен был партнер, инвестор с гарантированными объемами переработки грузов. Так в порт пришел «Агроэкспорт».
Партнерство оказалось плодотворным. Услуги портовиков за четыре года составили 23 миллиона гривен и «Агроэкспорт» их все оплатил. «Агроэкспорт» развернул активное строительство в порту производственных мощностей.
- В конце прошлого года мы ввели в эксплуатацию первую очередь маслоэкстракционного завода «Экстрол», оснащенного самым современным оборудованием, — рассказывает председатель правления ОАО «Агроэкспорт» Михаил Прохоров. — Уже вложили 16 миллионов долларов, а проектная мощность рассчитана на 25 миллионов. Завод будет перерабатывать 1000 тонн подсолнечника и производить 440 тонн растительного масла в сутки. Место под строительство выбрали не случайно — на границе портовых земель. Раньше здесь располагался полуразрушенный завод зольного гравия. Удачное месторасположение завода предполагает кратчайший путь готовой продукции (масла) — из цеха по трубопроводу в танкер. Через порт предполагается и отгрузка шрота. Этому комплексу (завод-порт) нет аналогов в мире. Пуск завода дал новые рабочие места, отчисления в бюджет города. Очевидная выгода и порту.
- И сегодня николаевские речники хотят работать с нами, — продолжает Михаил Георгиевич. — Они не видят в «Агроэкспорте» фирму, которая стремится их поглотить, уничтожить, отобрать и т. д. Почему возник конфликт? Николаевский речной порт — дочернее предприятие акционерной судоходной компании «Укрречфлот».
Здесь будет уместно прервать собеседника и процитировать письмо Президента АСК «Укрречфлот» Николая Славова на имя руководителя ОАО «Агроэкспорт» Геннадия Жильцова. «В соответствии с принятым Правлением стратегическим планом развития АСК «Укрречфлот» на период до 2010 года не предусматривается создание каких-либо совместных предприятий на базе речных портов - дочерних предприятий Компании. Вопрос привлечения инвестиций грузоотправителей на развитие портов может быть рассмотрен при условии, что земли, находящиеся на правах пользования в Николаевском речном порту, и вновь построенные причалы будут собственностью порта, а АСК «Укрречфлот» будет иметь эксклюзивное право на перевозку грузов, перерабатываемых на указанных причалах. В связи с вышеизложенным АСК «Укрречфлот» рассмотрит Ваши предложения по строительству глубоководного причала на указанных условиях после предварительного его согласования с Николаевским речным портом».
А немногим раньше, в интервью газете «Зеркало недели», тот же Николай Славов, рассказывая с гордостью о компании в целом, отмечает успехи в инвестировании Николаевского речпорта. «Присоединение портов к компании позволило привлечь на речной транспорт значительные дополнительные грузопотоки и инвестиционные ресурсы, а также создать сотни новых рабочих мест», - говорится в статье. И далее: «Так, в 2001—2002 годах совместными усилиями АСК «Укрречфлот», речных портов и грузовладельцев были построены и введены в эксплуатацию комплексы по переработке зерновых грузов в Николаевском и Днепропетровском речных портах...». Речь здесь идет, как мы понимаем, и об инвестициях «Агроэкспорта».
- Земля под нашими строениями была передана в октябре прошлого года ГП «Николаевский речной порт» в аренду, — продолжает Михаил Прохоров. При этом, мы считаем, была нарушена статья 120 Земельного кодекса Украины. То есть порту передали землю, на которой находились наши строения и сооружения. Депутаты горсовета разобрались и на сессии, которая состоялась 12 февраля, приняли решение упорядочить земельные отношения в порту и привести их в соответствие с Земельным кодексом. Вообще, лучшая защита интересов инвестора — прямая аренда земли под собственностью владельца, - уверен Михаил Георгиевич.
Но пока мир между бывшими партнерами еще не наступил. Нагнетаются страхи, что, мол, «Агроэкспорт» пытается забрать все земли речного порта. На самом же деле, как объяснило руководство «Агроэкспорт», речь идет о бесхозной заброшенной косе. Здесь «Агроэкспорт» планировал в течение двух лет построить новый элеваторный комплекс и глубоководный причал. Прямая выгода всех сторон — новые судозаходы в порт и перевалка зерновых и масла. Причем норма загрузки крупнотоннажных судов - десять с половиной тысяч тонн зерновых в сутки. За каждую тонну зерна портовики получают доллар, за тонну масла — полтора.
Однако пока нет танкеров в порту под погрузку масла, «Агроэкспорт» возит его в Ильичевск и отправляет на экспорт оттуда. Налоги минуют город. Потери? Немалые. И у «Агроэкспорта», города и у речников. Есть ли выход?
— Для решения вопроса по строительству на бесхозной косе глубоководного причала с современным элеваторным комплексом, на сессии горсовета 12 февраля мы предложили создать совместное предприятие по сооружению причала с коммунальным предприятием города (50 на 50), — говорит Михаил Георгиевич, — городу это будет выгодно: с каждой тонны переваленного зерна — один доллар и полтора доллара за тонну масла. При мощности комплекса — один миллион тонн зерновых в год.
Ну что ж, любые конфликты, в конце концов, заканчиваются. Уверена, что и в данном случае верх возьмет закон и здравый смысл. У меня же нет сомнений, что «Агроэкспорт» сумеет защитить свои инвестиции в порт и будет иметь возможность развиваться дальше. Это будет выгодно и семистам работникам порта.
***
фото: Грузите масло... цистернами; Зерноперегрузочный комплекс, построенный ОАО «Агроэкспорт» в речном порту