На прошлой неделе о себе впервые заявили две новые международные экспозиции: "Подземный город-2004" и "Камень-2004". Их работа в Центральном выставочном зале "Манеж" завершилась в субботу, но "эхо" четырех дней, похоже, будет долгим.
Да, мир знает об уникальном опыте строительства под землей в Нидерландах, Франции, Швеции, Японии, Австрии, США, Финляндии... Но свои "козыри" есть и у России - объекты Трансстроя, Мосметростроя, Мосинжстроя, Космоса, Ингеокома, Бамтоннельстроя... Одно столичное Третье транспортное кольцо с его тоннелями чего стоит! А ТРК "Охотный ряд" с прилегающим подземным гаражом? А Северомуйский тоннель?
Вот-вот в Москве начнется проходка под обширным Серебряноборским лесным массивом. Проект участка Краснопресненского проспекта от МКАД до проспекта Маршала Жукова предполагает строительство автодорожного тоннеля, совмещенного со Строгинской линией метрополитена, с мостовыми переходами через реку Москву. Это поможет связать автомагистраль "Балтия" с центром города. В ближайшее время станут явью тоннели транспортных развязок на пересечении Сущевского Вала с улицами Советской армии и Шереметьевской, а также Беговой улицы с Ленинградским проспектом; второй очереди реконструкции площади Гагарина; под железнодорожными путями МЖД Курского направления. Добавим в список прокладку новых участков Мосметростроя, и прорыв в этой области строительства в столице станет очевидным. А потому неслучайно оргкомитет выставки "Подземный город-2004" возглавил руководитель Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города В.И.Ресин, а газета "Московская перспектива" (как официальное информационное издание стройкомплекса) стало официальным информационным партнером организаторов, в число которых вышли также
Тоннельная ассоциация России, Российский союз строителей, выставочная компания "Глобал Экспо", выставочный центр "Машиностроение".
Основной костяк экспонентов составили, безусловно, столичные предприятия, в стороне не остались и регионы. Все они объединялись одной задачей - накопления и использования опыта освоения подземного пространства для создания городской инфраструктуры, решения неотложных проблем крупных городов и инженерных систем, многофункциональных подземных комплексов, автостоянок и других сооружений с учетом внедрения инноваций и повышения инвестиционной привлекательности подземного строительства.
Возможно, заявленные на первый раз тематические разделы (объемно-планировочные и архитектурно-строительные решения построенных сооружений при освоении подземного пространства в Москве, городах России и за рубежом. Проекты будущих подземных комплексов; технологии подземного строительства; материалы для подземного строительства; техника и оборудования для подземного строительства: подъемно-транспортное оборудование. Лифты и эскалаторы; эксплуатация подземных сооружений; отделочные материалы) на следующих ежегодных выставках будут насыщены до предела. Не последнее слово еще окажется и за инвесторами, финансистами, страховщиками.
С интересными предложениями для российского строительного рынка выступили и иностранные компании.
Например, об уникальном щите мирового лидера среди изготовителей тоннелепроходческой техники "Херенкнехт АГ", совершившем "прорыв" при строительстве Лефортовского тоннеля, знает, наверное, почти каждый москвич. В дни выставки явный интерес к проходческой технике фирмы проявили челябинцы - строители метро. Уже 25 лет на российском рынке размещает свои передовые технологии Компания "Ловат". Порой еще приходится слышать, что иностранцев на наш рынок нельзя допускать и на пушечный выстрел. Но объективность такова, что востребованность в хорошей технике такого класса в России еще велика. Как утверждают специалисты, если бы в известное время не было упущено развитие машиностроительной базы и уделялось гораздо больше внимания техническому перевооружению научно-исследовательских организаций, то наша конкурентоспособность уже не вызывала бы сомнений. Пока же из отечественной тоннелепроходческой техники в Москве с успехом работали и работают лишь уникальные и вполне конкурентоспособные "Топаз", "Малахит" и другие фирменные "именные" щиты Мосинжстроя. Но в целом стройкомплекс страны строит с остальным миром цивилизованные партнерские отношения.
Конечно, эти дни оказались насыщенными деловыми встречами.
Прошли, например, такие научно-практические конференции, как "Герсевановские чтения Российского общества по механике грунтов, геотехнике и фундаментостроению", "Городские подземные сооружения - опыт и возможности освоения подземного пространства на коммерческой основе", "круглый стол" "Подготовка специалистов для работ по проектированию и освоению подземного пространства городов". Состоялись технические экскурсии на объекты Москвы с использованием подземного пространства для городской инфраструктуры.
Например, собравшиеся на конференции смогли познакомиться с 22 докладами из 50 присланных: их темы звучали как наиболее значимые и общие для наиболее широкого круга специалистов-подземщиков. "Комплексное использование подземного пространства под площадью Гагарина в Москве", "Опыт строительства обхода Лефортова по тоннельно-эстакадному варианту", "Решение проблемы минимизации осадок поверхности при щитовой проходке Лефортовского автотранспортного тоннеля", "Аналитические методы расчета обделок тоннелей, сооружаемых горным способом в условиях городской застройки", "Эффективность контурного взрывания и геодезическо-маркшейдерские работы", "Искусство расчета подземных сооружений" - таков далеко не полный перечень тем.
Жителям столицы, вероятно, будет интересно узнать, что ГУП НИиПИ Генплана Москвы разработал три варианта развития подземного пространства в центральной части города, задыхающейся от большого количества автомобилей и нехватки парковочных мест.
Наибольший эффект разгрузки гарантируется вторым вариантом "Размещение подземных подъездов к крупным подземным паркингам". При их строительстве общей емкостью до 40 тысяч машино-мест, снизятся размеры въезда транспорта в пределы Садового кольца в целом на 15 -16 тысяч автомобилей. При этом интенсивность движении транспортных потоков на радиальной улично-дорожной сети центра города уменьшится на 350 - 850 единиц в час, а на Садовом, Бульварном кольцах и полукольце центральных площадей сократится на 900-1100 единиц в час.
В первую очередь к освоению предусмотрены шесть участков тоннелей для подъезда к подземным паркингам, два из которых предлагается включить в систему дополнительных автостоянок на въезд в туристско-рекреационную зону "Золотое кольцо Москвы" - по Крымской и Якиманской набережным и улицам Петровке и Земляному Валу.
За "круглым столом" собрались представители преподавательских коллективов 11 отраслевых вузов Москвы, Донецка, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска.
От имени принимающей стороны -Московского государственного горного университета - коллег приветствовал его ректор, член-корреспондент РАН Л.А.Пучков.
Содержательный обмен мнениями был увязан с радикальными изменениями, достижениями и тенденциями в мировой практике освоения подземного пространства. Необходимостью стала выработка новой образовательной идеологии в подготовке кадров.
Например, стоит иметь в виду стремление строительных организаций уйти от узкой специализации к многопрофильной. Особые требования сегодня предъявляются и в отношении безопасности объектов, закладываемой как на стадии проектирования, так и при строительстве и эксплуатации. В чрезвычайных ситуациях обществу становится важен принцип минимизации ущерба.
От влияния так называемого человеческого фактора никуда не скрыться. А значит, вопрос подготовки высококлассных кадров по-прежнему актуален.
Мысленно вернемся на стенды экспонентов.
Особый интерес у коллег и посетителей вызвали экспозиции Тоннельной
Ассоциации России, ГУП
"Мосинжпроект", ООО "Каналстройпроект", ОАО "Мосинжстрой", НПО "Ассоциация "Крилак", ООО МПО "РИТА", НПКЦ "Интерсигнал", ОАО "Тоннельный отряд N44", дочернего предприятия в России германской фирмы "Херренкнехт АГ", ООО "Капстройтраст", ЗАО "СУ-91 Инжспецстрой"...
- Довольны ли участием в выставке?
- Конечно, - ответил на стенде с живописными сваями-РИТ А.М.Губанов, ведущий инженер фирмы "РИТА", известной проектированием и свайными фундаментами для памятников архитектуры, зданий первого уровня ответственности высотой более 100 метров в сложных грунтовых условиях, закреплением бортов котлованов различной глубины шпунтами, сваями и анкерами с повышенной несущей способностью. -Было достаточно много интересных предложений, за которыми, уверен, последуют хорошие контракты...
Если же говорить о выставке "Камень-2004", то ее основная задача была в организации работы таким образом, чтобы встретились и наладили плодотворное сотрудничество производители изделий из природного камня, потребители этой продукции (строители, дизайнеры, архитекторы, проектировщики) и представители отечественного машиностроения. Возрождение отрасли ставится сегодня во главу угла.
Посетители знакомились со следующими тематическими разделами: минерально-сырьевая база производства изделий из природного камня; технология и оборудование для добычи и обработки природного и искуственного камня; технология и оборудование для переработки и использования отходов камня; архитектурно-дизайнерские и ландшафтные разработки (фонтаны, беседки, камины, декоративная ковка); реставрация изделий из камня; алмазный и абразивный инструменты, расходные материалы и прочее; проектное и научное обеспечение отрасли; инвестиционные проекты; специализированная литература; промышленная безопасность и охрана окружающей среды.
Научно-практическую конференцию "Актуальные проблемы и перспективы развития добычи и обработки камня в России" (11 марта 2004 года) организовала Уральская государственная горно-геологическая академия.
Кстати, соседями "Московской перспективы" по экспозиции оказались именно уральцы. Фирма "Альпура" постоянно привлекала внимание посетителей выставки. Еще бы! Образцы коллекционных камней - змеевик, берит, яшма, горный хрусталь, турмалин, аметист, уваровит и другие - были рождены самой Землей и временем. Так, представленному здесь амониту насчитали возраст в 30 миллионов лет! Но главным чудом оказался двухкилограммовый кусок метеорита (сплав железа с никелем) попавшего к уральцам после сихотэ-алиньского метеоритного дождя в 1947 году! Инженера-геолога А.В.Кузьмина спрашивали обо всем, что касается добычи камня, вплоть до возможности поставки партии яшмы для нужд Троице-Сергиевой Лавры.
Да, такой шанс встретиться может дать только хорошая выставка. Как, впрочем, дать его и молодым ребятам, принявшим участие в конкурсе студенческих работ "Камень в художественных изделиях, архитектуре и строительстве"...
Следующий раз выставки откроются, предположительно, уже в январе в Экспоцентре на Красной Пресне, тогда и увидимся вновь.
До встречи!