РЕПОРТАЖ С ПРИСТРАСТИЕМ
Как быть сельхозпроизводителю, если его капуста, помидоры, морковка, лук и весь "борщевой набор" не дотягивает до стандартов супермаркетов? Магазинов шаговой доступности в столице мало. На рынках зачастую хозяйничают дельцы, требующие мзду. Мнения на сей счет разные.
Неча на аренду пенять, или Вывод о том, что высокие цены - это признак плохой работы
Арендаторы бывают не только в сельской местности. Арендатор в городской торговле - это народ, вечно жалующийся на высокую арендную плату за площадь. В торговом комплексе "Кунцево", например, продавцы овощей и фруктов свои высокие цены объясняют только этой причиной. Кило болгарского перца в середине марта - 140 рублей, огурцов - 70-80 рублей. Как вам это нравится? И такая ситуация характерна для многих торговых предприятий округа.
Какими путями доставляют в этот крытый рынок продукцию? В этом вопросе нет ясности, хотя многие признаются, что берут овощи и фрукты через вторые и третьи руки. Хорошо бы всем им перенять опыт ОАО "Перовское". А кунцевским властям - поучиться у властей Восточного округа умению вести ценовую политику. Так вот, на месте бывшей плодоовощной базы создали комплекс оптовой торговли. На деле - это целый спектр комфортных условий для фирм, арендующих площадь под склады и офисы. Представьте себе огромное пятиэтажное здание -башню, где размещены товары более чем 100 фирм! На память приходит привычная картина: уйма народу, погрузочно-разгрузочной техники, толпы снующих по хранилищам людей. Каждому хочется знать, у кого, какого качества и по какой цене есть товар. И в эту стихию внесли порядок. Покупателю теперь не нужно бегать по хранилищам, уточняя ассортимент, цены, адреса и телефоны хозяев продукции. Он все узнает через прайс-лист, который ему распечатают за считанные минуты в недавно созданном информационном центре оптового комплекса. Овощи и фрукты хранятся в идеальной температурной среде. Но самое главное - оптовый покупатель не берет их вслепую, так как имеет возможность увидеть товар своими глазами. Для этого здесь построили офисно-выставочный центр. Запустили единый диспетчерский центр, который руководит движением товарных потоков и погрузочно-разгрузочными работами. В каждом офисе - кабинеты для переговоров и заключения сделок. Интерьер и эстетика новых помещений - на высоте. Здесь комфортно и для продавцов, и для покупателей. Кстати, руководство ОАО "Перовское" почти год не брало арендной платы с фирм, принимавших участие в строительстве корпусов офисно-выставочного центра.
- С нами хотят работать многие фирмы, - говорит генеральный директор Алексей Михайлов, - но мы заключаем договоры только с проверенными клиентами. Конкуренция ведет к увеличению товарооборота и снижению цен. Что касается фирм мелкорозничной торговли, то именно они являются наиболее энергичным участником рынка оптовых операций. Сравните: из более чем 100 наших клиентов всего две - крупные торговые компании, одна из которых общеизвестна -"РОСБИ".
Добавлю от себя, что кроме 100 с лишним фирм в обслуживание комплекса оптовой торговли входят еще 300 коллективных потребителей социальной сферы. Подопечным школам и больницам ОАО "Перовское" доставляет фрукты и овощи своим транспортом - по фиксированным ценам.
А в торговом центре "Кунцево" продолжают жить по законам примитивного меркантилизма. Дай сегодня живой навар, и баста! Какая там забота о быте или комфорте для работающих или, боже упаси, о простых малоимущих покупателях! Как на дрожжах растут цены не только на помидоры и огурцы, но даже на хлеб, "у нас нет другого выхода, - оправдываются наемные продавцы. - Если в день мы платим хозяину за одно открытое место две с половиной тысячи рублей, то павильончик обойдется куда дороже! А еще и за годовую карточку продавца отдай 12 тысяч". Потому-то все меньше покупателей у торговых рядов. Уже несколько фирм обанкротились, не выдержав цен за аренду.
Почему "Удаче" не везет? или Вывод о том, что пора избавляться от монополий
Тыквенное варенье, дынный конфитюр, фруктовые и овощные соки и консервы из Тамбова совсем недавно представляли нашу страну в Германии на ярмарке "Зеленая неделя". И, судя по наградам, оценены были по высшей шкале. Особенно поразил иностранцев чистейший березовый сок. Распробовали тамбовские яства и москвичи, побывавшие в эти дни на ярмарке "Овощи и фрукты-2004". Всех интересует вопрос: почему же столь вкусной и оригинальной продукции нет в широкой продаже?
Вот что говорит генеральный директор ОАО "Кочетовские соки и концентраты" Анатолий Арапов:
- Мы производим продукцию 30 наименований. Из выращенных у себя в Мичуринском районе овощей и фруктов выжимаем соки. Сок разливаем в литровые банки, никаких консервантов не добавляем. 100 тысяч банок в месяц можем поставлять спокойно. В Германии готовы покупать ее прямо сегодня. Стоимость - в три раза дешевле, чем в столице. Прошелся по торговым точкам Москвы и был шокирован ценами. Литровая упаковка нектара или сока - минимум 23 рубля! У нас же трехлитровая банка стоит 32 рубля! А березового сока и вовсе на витринах нет. Хотелось бы работать с крупными сетевиками. Но есть немало преград. Во-первых, нужна тара - стеклянные баллоны уже не проходят. Во-вторых, необходимо наращивать объемы производства и увеличить их как минимум в пять раз. Только тогда наш товар станут закупать "Седьмой континент", "Перекресток" и другие супермаркеты. Почему же немцы-то не выставляют нам таких условий и готовы хоть сегодня закупать березовый сок?
Оживленно и у стенда ЗАО "Совхоз имени Ленина". Стеллажи с яблоками, лимонами, земляничным вареньем. Плюс ко всему идет дегустация продукции. Многим по вкусу яблочный сок "Удача".
Менеджер Екатерина Егорова едва успевает разливать в стаканчики эту самую "Удачу".
- Марка-то у нас "Удача", но вот настоящего везения пока нет. Хочешь сдать продукцию в маленькие магазины - дай на лапу, - сетует Екатерина. -Крупные торговые сети заинтересованы только в многотоннажных поставках. Но вот, кажется, лед тронулся. Торговая сеть магазинов "Ашан" заключила с нами тестовый договор на полгода. Но с условием, что мы и дальше будем наращивать объемы производства. В настоящее время в месяц изготавливаем 250 тысяч упаковок. По результатам продаж первой партии продукции будем обсуждать дальнейшее сотрудничество.
Овощ-путешественник, или Вывод о том, что срочно нужен реестр движения товарных потоков
ЗАО "Агрофирма Пахма" из поселка Ивняки Ярославской области привлекает не только яркими рекламными щитами, но и своими общительными менеджерами. Александр КОРЯШКИН, директор хозяйства, успешно работающего в условиях рыночной экономики, недоумевает:
- Иной раз диву даюсь: наша продукция нередко возвращается к нам из Тюмени или откуда-нибудь с Урала. То есть одни посредники увозят продукцию на север и сдают тамошним оптовикам, другие везут ее назад. Абсурд! В итоге пляшут цены, и весь этот винегрет становится "золотым" и несвежим. Что надо сделать? Создать единое для всех участников рынка информационное пространство. Все должно быть на виду: товарные потоки, инвестиции, цены. Пора кончать с "коммерческими" тайнами. Необходимо создать каталог приоритетных инвестиционных проектов. Кому это по плечу? Минсельхозу России. Только создав единое рыночное пространство, мы можем рассчитывать на эффективное сотрудничество, когда не посредники, а производители и потребители будут в выигрыше.
Валерий БЕЛЯНИН, начальник бюро выставок и рекламы агропромышленного объединения "Спасское" из Пензы, - в окружении специалистов НИИ картофелеводства имени К. Лорха. Внимание ученых, как оказалось, привлек именно сорт Лорх. По данным экспертов, он уже давно нигде не выращивается, и от некогда популярного, зернистого и вкусного Лорха осталось лишь одно название. А пензенцы продолжают его выращивать.
- Отгружаем Москве по 20 тонн еженедельно, - говорит Белянин. - Цена - пять рублей за килограмм. Но чтобы найти нишу в "Рамсторе" или каком-то супер-гипермаркете, мы должны перейти на объемы не менее 600 тонн. Это нереально. Не по Сеньке, извините, шапка. Сельхозпроизводителей просто загоняют в угол. Посмотрите, куда уходят фуры с фруктами и овощами - прямиком в руки перекупщиков. А где мелкорозничная сеть?
Многолюдно у стенда ЗАО "Русь": гостей угощают салатами, напитками, выпечкой. Хорошее настроение у генерального директора Михаила СПИРИДОНОВА:
- Оптовики должны быть заинтересованы в социально-экономическом развитии села. Мы не скупаем акции, а сотрудничаем с сельхозпроизводителями на договорной основе. Работаем с 10 хозяйствами, в том числе - пятью подмосковными, двумя краснодарскими и мелитопольским АПХ. Имеем фруктохранилище - сейчас идет его реконструкция, переводим охлаждаемые хранилища с аммиачного хладагента на фреон, что делает наше производство более экономичным и безопасным. Чтобы не отказываться от нестандартной продукции, наладили выпуск свежезамороженных плодов и ягод, строим цех по переработке яблок. А скоро появится распределительный фруктовый центр. Таким образом замкнем цепочку между полем и прилавком.
Сергей ТАРАКАНОВ, коммерческий директор ООО "Агрофирма КРИММ":
- Крупные оптовики относятся к нам предвзято. При заключении договоров оказывают давление, диктуют условия в одностороннем порядке. Вот недавно хотели заключить договор с ЗАО "Продовольственные ресурсы Московской области". А они нам: "Вы сначала дайте продукцию, а потом мы оплатим". Однажды попробовали отпустить товар без предоплаты и горько пожалели об этом. До сих пор не можем выбить с должников полтора миллиона рублей. Судимся. У нас закупают картофель по цене 4-5 рублей за кило, продают втрое дороже. Разве не обидно?
Итак, несмотря на усилия столичных властей по развитию межрегиональных торгово-экономических связей, сельхозпроизводитель, как видим, подчас остается для Москвы бедным родственником. Хорошо бы прислушаться на этот счет к героям нашего репортажа.В выпуске фото Леонида БЕЛУШКИНА.
Редактор выпуска Александр АРЦИБАШЕВ.