Крепнут планы возобновить производство авиагиганта АН-124 "Руслан". Это самый большой в мире военно-транспортный самолет, он строился серийно на "Авиастаре". Великан - известный работяга, неприхотлив, погрузочно разгрузочные работы можно проводить на любых аэродромах.
"Руслан" создавался для перевозки солдат вместе с тяжелой военной техникой. Но с распадом СССР он оказался невостребован военными, и в 1994 году производство его было прекращено. Казалось, навсегда...
Но умные люди организовали грузовую авиакомпанию и начали на "Русланах" перевозить сверхтяжелые и негабаритные грузы весом до 120 тонн. Практически с нуля был создан рынок воздушных перевозок таких грузов, на котором сегодня работают 23 машины Ан-124-100 (гражданская модификация самолета). Только за прошлый год они заработали полмиллиарда долларов.
Все крылатые "грузовики" принадлежат нескольким российским и одной украинской авиакомпании, созданной в недрах киевского АНТК им. О.К.Антонова ("Авиалинии Антонова"). По мнению авиационных аналитиков, через 15 лет объем воздушных перевозок уникальных сверхгабаритных и сверхтяжелых грузов возрастет, они будут приносить до 1,5 млрд. долларов, а к 2030 году - до 2,3 миллиарда. Было бы только на чем возить!
Чтобы удовлетворить растущие потребности рынка, надо как минимум 100 новых "Русланов". На днях по заказу Группы компаний "Волга-Днепр" на ульяновском авиационном заводе "Авиастар-СП" закончены работы по строительству последнего из не достроенных еще со времен СССР гражданского "Руслана". Остро встал вопрос возобновления их производства, в том числе для продажи зарубежным авиакомпаниям. Но это уже будет по сути новый самолет, который условно назван АН-124ХХХ.
Масштабный проект был представлен летом на Московском авиасалоне. Руководство "Волга-Днепр" и АНТК им. О.К.Антонова при поддержке авиационных властей обеих стран договорились о выработке программы восстановления производства Ан-124.
Здесь не грех вспомнить о том, что несколько лет назад после почти 20-летнего перерыва был возобновлен выпуск американского транспортного (тоже рампового) С-130 "Геркулес". Но его грузоподъемность составляет всего 20 тонн, в то время как последние модифицированные "Русланы" поднимают до 150 тонн!
На Ан-124ХХХ установят новую авионику и, возможно, оснастят модернизированными двигателями. Сократится экипаж. Предполагается проектирование нескольких модификаций.
По мнению одного из разработчиков "Руслана" Виктора Толмачева, намечено приступить к восстановлению производства самолета в 2006-2007 годах. Программа уже одобрена Россией, а со стороны Украины это ожидается в ближайшее время. Огромен объем подготовительных работ: в производстве авиагиганта примут участие почти 1500 предприятий только прямых смежников. Для начала будет проведен "смотр рядов", где оценят состояние всех предприятий. Предстоит проверить технологическую готовность. Всем этим займется созданный Совет генеральных конструкторов. Параллельно отрабатывается бизнес-план.
Специалисты надеются, что новый запуск "Руслана" может стать одним из краеугольных камней в восстановлении российской и украинской авиапромышленности. Ведь проектируя авиагигант в далеких семидесятых, замечательный конструктор Олег Константинович Антонов внедрил так много новинок, что еще по крайней мере лет тридцать Ан-124 будет полностью соответствовать потребностям рынка.
Андрей БАРАНОВСКИЙ.