МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНТРАНС РОССИИ)
ПРИКАЗ
Москва
15 декабря 2003 г.
N 215
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 3) и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 50, ст. 4952) приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота.
Министр С. ФРАНК
***
УТВЕРЖДЕНО приказом Минтранса России от 15 декабря 2003 г. N 215
ПОЛОЖЕНИЕ об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота
I. Общие положения
1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота (далее - Положение) разработано в соответствии со статьями 100 и 329 Трудового кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы".
2. Настоящее Положение устанавливает с учетом трудового законодательства Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажа морского судна, плавающего под государственным флагом Российской Федерации, а также направляемых в рейс членов судовых ремонтных бригад (далее - работники плавсостава), за исключением:
- судовых медицинских работников;
- работников судовых ресторанов;
- лиц, входящих в состав экспедиции, находящейся на борту судна во время рейса;
- лиц, находящихся на борту судна в период рейса, в обязанности которых входит только выполнение погрузочно-разгрузочных работ.
3. Положение распространяется на работников плавсостава, судовладельцев, в том числе арендаторов морских судов в соответствии с условиями договора аренды (далее - работодатель), независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и осуществляющих:
- перевозку грузов и пассажиров;
- разведку и разработку минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;
- лоцманскую и ледокольную проводку;
- гидротехнические, подводно-технические и другие подобные работы;
- проведение морских научных исследований;
- гидрографические работы;
- обеспечение учебного процесса;
- портовые и служебно-вспомогательные работы.
II. Рабочее время
4. В течение рабочего времени работники плавсостава обязаны в соответствии с внутренним трудовым распорядком на судне и условиями трудового договора нести вахту, обеспечивать безопасность мореплавания, выполнять другую работу по обслуживанию судна и поддержанию его в нормальном эксплуатационно-техническом состоянии.
На каждом судне в легкодоступном месте вывешивается таблица с указанием внутреннего трудового распорядка на борту судна, в которой по каждой должности приводятся режимы рабочего времени в море и в порту и максимальное количество часов работы, предусматриваемое настоящим Положением или коллективным договором (соглашением).
5. Нормальная продолжительность ежедневной работы (вахты, смены) для работников плавсостава составляет 8 часов. Нормальная продолжительность рабочего времени работников плавсостава не должна превышать 40 часов в неделю с двумя выходными днями, одним из которых является воскресенье.
Для отдельных работников плавсостава устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени: для женщин - работников плавсостава судов, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также для работников в возрасте от 17 до 18 лет - 7,2 часа в день, 36 часов в неделю с двумя выходными днями, одним из которых является воскресенье (* Сокращенный рабочий день для женщин - работников плавсостава устанавливается при нахождении судов в морях и впадающих в них реках Северного Ледовитого океана севернее 63 градусов 45 минут северной широты, а также в морях и впадающих в них реках северной части Тихого океана в районе, ограниченном 41 градусом северной широты, а на востоке - 160 градусами западной долготы.) ; для членов экипажей группы "А" судов с ядерными энергетическими установками (далее - ЯЭУ) и судов атомно-технологического обслуживания (далее - АТО) - 6 часов в день, 36 часов в неделю с одним выходным днем в воскресенье.
6. На судах с круглосуточной работой для работников плавсостава устанавливается, как правило, трехсменный график вахт.
На судах, эксплуатируемых не круглосуточно, устанавливается двух- или односменный график вахт.
Исходя из конкретных условий работы (эксплуатации) судна (продолжительности рейса, района плавания, частоты захода в порты, продолжительности эксплуатационного или навигационного периода, рода перевозимого груза, времени стоянки под грузовыми операциями в порту и на рейдовых стоянках и др.), форм организации работы судна (закрепление за судами периодически сменяющихся трех экипажей на два судна или двух экипажей на одно судно и т.д.), наличия соответствующих действующим санитарным правилам для морских судов и гигиеническим нормам помещений для экипажа, включая предоставление кают, столовой, помещений для санитарных устройств, медицинского пункта, на судах могут устанавливаться графики вахт (работ) продолжительностью свыше 8 часов, но не более 12 часов в сутки.
Для членов экипажей группы "А" судов с ЯЭУ и судов АТО продолжительность ежедневной работы не может превышать 8 часов.
График вахт (работ, смен) разрабатывается и утверждается работодателем или по его поручению капитаном судна с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.
В целях соблюдения настоящего Положения работодатель осуществляет укомплектование экипажа судна, а капитан судна обеспечивает ведение учета ежедневной продолжительности рабочего времени и выдачу работникам плавсостава (по их требованию) копий учетных записей, заверенных капитаном судна или уполномоченным им лицом и подписанных работником.
7. Для работников плавсостава ведется суммированный учет рабочего времени.
Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего распорядка организации.
Продолжительность учетного периода определяется работодателем исходя из конкретных условий работы судна (продолжительности рейса, района плавания, частоты захода в порты, продолжительности эксплуатационного или навигационного периода, рода перевозимого груза, времени стоянки под грузовыми операциями в порту и на рейдовых стоянках и др.), установленного графика вахт (работ) работников плавсостава, а также из того, что максимальная продолжительность работы работников плавсостава на судах между двумя периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней отдыха) не должна превышать 120 календарных дней.
В случаях затруднения со сменой работников плавсостава в иностранных или российских арктических портах, где смена работников связана со значительными затратами средств и времени, задержки судна в рейсе продолжительность работы на судне работников плавсостава (всех или отдельных членов экипажа) может быть увеличена до 150 календарных дней.
Увеличение продолжительности работы до 150 календарных дней осуществляется только с согласия работника и по согласованию с выборным профсоюзным органом или с иным представительным органом работников.
Коллективным договором (соглашением) может устанавливаться максимальная продолжительность непрерывной работы работников плавсостава на судах между двумя периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней отдыха) менее продолжительности, определенной настоящим Положением.
8. Продолжительность вахт в ночное время не сокращается.
9. При стоянках в портах в зависимости от конкретных условий (отсутствие перешвартовок, приема или сдачи груза и других обстоятельств, требующих обязательного несения на стоянке в порту трехсменной вахты командным составом) и в случае вывода судна из эксплуатации (ремонт, отстой и т.п.) капитан судна может устанавливать для лиц командного состава вместо трехсменной вахты суточное дежурство с предоставлением после его окончания отдыха продолжительностью не менее 48 часов. При невозможности предоставления 48-часового отдыха после окончания суточного дежурства этот отдых может быть уменьшен до 12 часов с присоединением неиспользованной части отдыха к суммированным дням отдыха. Сокращение отдыха после суточного дежурства до 12 часов допускается не более двух раз в неделю.
10. Работники плавсостава, за исключением работников пищеблока, могут привлекаться с их письменного согласия к выполнению работ, не входящих в их прямые должностные обязанности (погрузо-разгрузочные работы, очистка и мойка трюмов и танков, крепление и раскрепление груза и др.), в свободное от вахт (работ) время.
11. На судах допускается выполнение обязанностей недостающих по штату членов экипажа, несущих вахту, и лиц обслуживающего персонала. При этом возложение обязанностей недостающего по штату обслуживающего персонала разрешается только на лиц, относящихся к обслуживающему персоналу.
Работодатель должен укомплектовать по штату экипаж судна в возможно короткий срок.
12. Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы работника плавсостава, включая время несения вахты (работы), выполнения наряду со своими обязанностями работы за недостающего по штату работника и дополнительных работ, не входящих в круг его прямых должностных обязанностей, не должна превышать 12 часов.
Мероприятия, связанные с привлечением работников плавсостава к отработке действий по борьбе за живучесть судна, к шлюпочным учебным занятиям и другим учебным занятиям, предписываемым международными конвенциями, участницей которых является Российская Федерация, проводятся таким образом, чтобы не нарушать длительности установленного для работников плавсостава времени отдыха и не вызывать усталость.
13. Для работников плавсостава судов портового флота в портах, в которых климатические условия (арктические и замерзающие порты) и протяженность акватории порта не позволяют организовать сменную работу при продолжительности вахт (работ), установленной пунктом 6 настоящего Положения, коллективными договорами (соглашениями) может устанавливаться продолжительность смены до 24 часов при соблюдении следующих условий:
а) работа судна осуществляется исключительно на акватории порта;
б) санитарно-бытовые условия на судне и условия отдыха работников соответствуют санитарным правилам для морских судов;
в) ежедневная продолжительность рабочего времени при ходовом режиме судна не превышает 8 часов;
г) в течение смены работникам предоставляются кратковременные периоды для отдыха и приема пищи в порядке, определяемом коллективным договором (соглашением);
д) условия питания работников соответствуют условиям питания экипажей морских судов;
е) установлен суммированный учет рабочего времени;
ж) после окончания смены работникам плавсостава предоставляется непрерывный отдых в течение 48 часов.
III. Время отдыха
14. Работники плавсостава в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на следующие виды отдыха:
- ежедневный отдых;
- перерывы в течение рабочего дня, включая перерывы для приема пищи;
- выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
- нерабочие праздничные дни; - ежегодный основной оплачиваемый отпуск и дополнительные оплачиваемые отпуска.
15. В тех случаях, когда по условиям работы работнику плавсостава перерыв для приема пищи установить нельзя, ему должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени, при этом время для приема пищи включается в рабочее время, если работник на этот период не освобождается от выполнения возложенных на него обязанностей.
16. Общая продолжительность периодов времени между временем несения вахт и выполнения судовых работ (далее - время ежедневного отдыха) не может быть менее 12 часов.
17. Каждый работник плавсостава должен иметь в течение суток по крайней мере один непрерывный 8-часовой отдых.
18. Дни еженедельного непрерывного отдыха, отдых в нерабочие праздничные дни или другие дни отдыха за работу в эти дни, а также суммированные дни отдыха по письменному заявлению работника плавсостава могут предоставляться в любом российском или иностранном порту, как правило, в период эксплуатации судна в порядке, устанавливаемом капитаном судна по согласованию с судовым выборным профсоюзным органом или с иным представительным органом работников.
При стоянке в порту в дни еженедельного непрерывного отдыха или в нерабочие праздничные дни капитаны судов должны оставлять на судах минимальное число работников плавсостава для несения вахтенной службы и обеспечения безопасности судов, а также, если это необходимо, для приема и сдачи груза, устранения последствий аварии и перешвартовок. Всем остальным работникам плавсостава по их письменным заявлениям могут быть предоставлены дни отдыха.
19. Число суммированных дней отдыха, полагающихся работнику плавсостава за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным на судне временем в часах по графику вахт (работ) и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность рабочего дня, предусмотренную пунктом 6 настоящего Положения.
Пример. Работник плавсостава отработал на судне в 2002 году с 5 июня по 8 сентября включительно по 8-часовому графику 96 дней. За этот период работник использовал 2 дня отдыха, а за работу в праздничный день 12 июня ему была выплачена компенсация в размере двойной часовой ставки по его должности.
Общее число отработанных им на судне часов за рассматриваемый период составило 744 часа {8 час. х [96 - (2+1)] дней}.
Норма рабочего времени по общему правилу исчисляется исходя из расчетного графика пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями при продолжительности ежедневной работы при 40-часовой рабочей неделе 8 часов, а накануне нерабочего предпраздничного дня - 7 часов.
Исчисленная в установленном порядке норма рабочего времени за период с 5 июня по 8 сентября 2002 г. составляла 536 часов (17 рабочих дней в июне по 8 часов - 136 часов, в июле - 184 часа, в августе - 176 часов и 5 рабочих дней в сентябре по 8 часов - 40 часов).
Таким образом, указанному работнику за время работы должно быть предоставлено 26 дней отдыха [(744 час. - 536 час.):8 час.}].
В случае работы работника по 10,5-часовому графику вахт с 5 июня по 8 сентября 2002 г. включительно при приведенных выше условиях общее число отработанных им на судне часов составило 981,5 часа [(10,5 час. х 96) - (8 час. х 2 +10,5 час.)]. По норме следовало отработать, как указано выше, 536 часов. Работнику должно быть предоставлено 56 дней отдыха [(981,5 час. - 536 час.):8 час. = 55,68 дня]. При этом если десятая доля дня составляет половину и более, то она округляется до целого дня, в противном случае не учитывается.
20. В тех случаях, когда работнику плавсостава невозможно предоставление суммированных дней отдыха полностью, по письменному заявлению работника неиспользованные дни отдыха заменяются денежной компенсацией.
IV. Аварийные и авральные работы
21. Работники плавсостава обязаны выполнять объявленные капитаном судна работы на судне, выполнение которых требует вызова всего или части экипажа в помощь вахтенным (аварийные и авральные работы). Аварийные и авральные работы производятся по распоряжению капитана судна в течение установленной и сверх установленной продолжительности рабочего дня.
22. К аварийным работам на судах морского флота относятся:
- работы по устранению аварийного состояния судна, а также повреждений и поломок корпуса и судовой силовой установки во время плавания, препятствующих дальнейшему следованию судна до первого порта, работы по спасанию людей, судна, судового имущества и грузов, а также работы по оказанию помощи другим судам и людям, терпящим бедствие;
- работы, вызванные штормовой погодой: дополнительное крепление судового имущества и грузов, постановка и уборка парусов и тентов, дополнительная подача швартовых концов и перевод судна в безопасное место;
- работы по снятию судна с мели и по отгрузке топлива и грузов для облегчения судна, когда оно терпит бедствие;
- работы по ликвидации пожаров на судне, а также на буксируемых и рядом стоящих судах.
23. К авральным работам на судах морского флота относятся:
- работы в сложных условиях плавания, требующих усиления вахтенной службы;
- работы, связанные с входом судна в порт и выходом из порта: открытие и закрытие грузовых люков, подготовка грузоподъемных устройств, постановка и уборка трапов и сходен, швартовка судна, подъем и отдача якорей, постановка и уборка парусов;
- работы по обеспечению выполнения портовых формальностей, связанных с входом судна в порт и выходом из порта;
- работы по переводу судна в пределах рейда или порта, за исключением судов, специально работающих на рейде или в порту;
- работы по установке и снятию землечерпательного каравана;
- работы по прокладке, перекладке трубопровода рефулерного земснаряда.
24. Авральные работы, выполняемые работниками плавсостава судов сверх установленной графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы).
25. Капитан судна должен избегать или по возможности сводить к минимуму количество систематических авральных работ.