У агентства по рыболовству оказалось слишком много функций?
Все рыбные порты страны будут работать теперь под началом Федерального агентства морского и речного транспорта. Такое решение было принято в пятницу на межведомственном совещании по вопросам разграничения полномочий. Для чего транспортникам понадобились не самые, прямо скажем, современные сооружения?
Во-первых, если говорить об экономической стороне дела, то право контролировать суда и взимание портовых сборов стоит не один миллиард рублей. Специалисты утверждают, что давняя идея создать единую администрацию всех портов - и торговых, и рыбных, вынашивалась транспортниками еще с начала девяностых годов. Но потому ей ходу не давали, что посягала она на экономические интересы ведомств.
Во-вторых, унаследованный от Советского Союза административный уклад стал тормозить развитие рыбных портов, поскольку они строили свою работу не по общепринятым морским правилам, а по циркулярам Минсельхоза, Госкомитета по рыболовству. Отмечено, что за последнее время к таким портам стал ослабевать интерес иностранных судовладельцев и грузовладельцев: боясь волокиты и поборов, они стали их избегать. И размер портовых сборов, естественно, тоже стал падать.
Наконец, появилась и другая проблема: из-за неразберихи в организации работы судовых экипажей, действий береговых служб стало расти число ЧП со смертельным исходом. Похоже, новое Правительство решило поставить здесь точку и привести все порты к единоначалию - так, как практикуется во всем мире. Насколько это изменит положение в рыболовстве, пока неясно, хотя все отмечают, что порядка-то уж точно станет больше.
Впрочем, порты - не единственная потеря рыбаков. Функции бывшего Госкомитета по рыболовству распределились следующим образом. К полномочиям Федерального агентства по сельскому хозяйству, главой которого назначен бывший первый замминистра сельского хозяйства Анатолий Михалев, отнесены управление имуществом, которое используется для промысла и переработки рыбы. Федеральному агентству морского и речного транспорта, главой которого назначен бывший первый замминистра транспорта Вячеслав Рукша, отошли не только акватории рыбных портов, но и часть имущества, которое раньше находилось в руках Госкомитета по рыболовству, все, что связано с перевозкой грузов, погрузочно-разгрузочными работами, обеспечением связи с судами и их безопасного плавания. Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, которую возглавил бывший первый замминистра сельского хозяйства Сергей Данкверт, - надзор за использованием водных и биологических ресурсов во внутренних водах России. Так что Федеральному агентству по рыболовству, главой которого стал бывший министр по делам Чечни Станислав Ильясов, отдали лишь координацию деятельности рыболовецкого флота.
Смысл этих комбинаций скорее всего в том, чтобы взять самую коррупционную - рыбную отрасль под многосторонний контроль государства. Прежде все попытки побороть рыбную мафию сводились к частой замене руководителей Госкомрыболовства, каждый из которых оставался с соблазнами один на один. Теперь внешне все выглядит так, будто рыбная отрасль растаскивается между ведомствами. На самом деле власть пытается установить над рыбаками контроль сразу нескольких ведомств. Теперь, чтобы пролоббировать решение, мафии придется платить сразу всем - что дорого, а эксперты уверяют, что предпринятая мера - временная: если коррупцию-таки удастся победить, рыбному агентству вернут прежний объем полномочий. Но, конечно, простым надзиранием тут мало чего добьешься, и именно Ильясову предстоит создать такие экономические механизмы, которые сделали бы махинации просто невыгодными.
"Российская газета".