Необходимо создать условия для надежного, высокотехнологичного транзита грузов по территории области и тем самым интегрировать регион в Международную транспортную систему.
Как уже сообщалось, на состоявшейся в Ярославле научно-практической конференции "Новые возможности развития Северного транспортного направления" центральное место занимала тема комплексного использования и развития Ярославского транспортного узла.
И это не случайно. Из 14 областей Центральной России по экономическому потенциалу Ярославская губерния занимает третье место после Москвы и Московской области. Это один из наиболее динамично развивающихся регионов РФ с обширными международными связями. Около 100 стран мира на всех континентах получают продукцию здешних промышленных предприятий. Сам Ярославль благодаря выгодному географическому положению стал перекрестком всех видов транспорта. Этим мы обязаны прежде всего Ярославу Мудрому, который почти 1000 лет назад заложил город на пересечении водных и сухопутных торговых артерий.
- Князь Ярослав стал основоположником мультимодальной транспортной системы нашего региона, -полушутя заметил первый заместитель губернатора Ярославской области Владимир Ковалев. И вполне серьезно представил участникам конференции проект формирования такой системы.
Предлагается создать мощную сеть распределительно-перевалочных баз для решения целевых задач межрегионального значения, включая северный завоз. Необходимо создать условия для надежного, высокотехнологичного транзита грузов по территории области и тем самым интегрировать регион в Международную транспортную систему.
Общеизвестно, что в российской транспортной системе решающую роль играют узловые точки - места пересечения различных путей сообщения. Одной из таких точек является Москва - крупнейший транспортный узел, через который проходит сегодня свыше 60 процентов внешнеторгового товарооборота России. Высокая концентрация транспортных потоков создает трудноразрешимые организационные и экологические проблемы в Москве и Подмосковье.
Ярославль, расположенный в 280 километрах от столицы, способен разгрузить Московский регион, увеличив объемы перевозок по международным транспортным коридорам. Сегодня быстрыми темпами развиваются интермодальные комплексы в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, ряде регионов Сибири и Дальнего Востока. И Ярославская область может эффективно взаимодействовать с ними. К тому же она имеет устойчивые экономические и транспортные связи с сопредельными Вологодской, Костромской, Ивановской областями. Вот почему развитие Ярославского транспортного узла целесообразно рассматривать как проект межрегионального значения.
Для того чтобы стать надежным звеном "моста", соединяющего Запад и Восток, Север и Юг, у Ярославля есть все необходимые предпосылки, в первую очередь высокий потенциал, быстро развивающиеся сейчас транспортные коммуникации. Не зря ведь в федеральной программе "Модернизация транспортной системы России" да и в Транспортной стратегии России Ярославской губернии отведено видное место.
На глазах преображается сегодня главная составляющая коммуникаций - Северная железная дорога, от стабильности работы которой зависит успех смежников и партнеров. Примеров продуктивного взаимодействия железнодорожников с региональными и муниципальными властями становится все больше.
Так, начальник СЖД Василий Билоха поведал участникам конференции о совместной программе комплексной реконструкции магистрали на участке Москва - Ярославль для организации скоростного движения пассажирских поездов. Она разрабатывается северянами и администрацией области в соответствии с указом Президента РФ Владимира Путина "О праздновании 1000-летия города Ярославля".
Бюджетные средства, заложенные в программе подготовки к торжествам, планируется использовать и для строительства обходных путей вокруг станций Ярославль-Главный и Данилов, а также для реконструкции и строительства вокзалов на подходах к Ярославлю. Другой пример -создаваемая областной властью и дорогой на взаимовыгодных условиях пригородная железнодорожная компания, которая возьмет на себя организацию перевозок в пригородном сообщении и призвана сделать их безубыточными, создав максимальный комфорт для пассажиров.
На протяжении столетий экономическое развитие Ярославля было связано с удачным местоположением на одной из важнейших транспортных магистралей России - реке Волге. На территории области три крупных порта - в Ярославле, Рыбинске и Угличе, - имеющих выходы в Черное, Балтийское и Северное моря. Ярославский речной порт - один из крупнейших на Волге - обладает хорошо развитой терминальной базой. Однако для обеспечения эффективного взаимодействия с железнодорожным и автомобильным транспортом в условиях глобальной контейнеризации перевозок предстоит создавать новые контейнерные терминалы.
Долгое время Ярославская область не имела гражданской авиации. И вот недавно усилиями областной администрации и под личным патронатом губернатора Анатолия Лисицына был реконструирован бывший военный аэродром Туношна. Он существенно расширил транспортные возможности региона и продолжает развиваться. Расположенный в 18 километрах от Ярославля аэропорт практически примыкает к речному порту, крупной железнодорожной станции и шоссе Москва - Кострома. Прилегающая территория примерно в 200 гектаров может стать стартовой площадкой для создания интермодальных логистических терминалов.
Уже сегодня Туношна способна отправлять до 150 пассажиров в час, а за сутки принимать 15-17 самолетов и отправлять 150 тонн экспортно-импортных грузов. Аэропорт признан Международным сообществом перевозчиков, его таможенно-эксплуатационный комплекс предоставляет широкий спектр услуг. Немаловажно и то, что он расположен в непосредственной близости к точкам пересечения трансконтинентальных авиатрасс, проходящих через территорию России, поэтому аэропорт Туношна со временем просто обязан стать важным межрегиональным транспортным узлом, принимая грузы для Ярославской, Ивановской, Костромской, Вологодской областей.
Развитие автомобильного транспорта также одна из актуальнейших задач. К сожалению, пока автотранспорт не играет в коммуникационном комплексе региона подобающей ему роли, хотя здесь весьма развита сеть автодорог. Одна из причин низкой эффективности - отсутствие необходимой инфраструктуры, в частности мощных терминальных баз. Нет оперативного управления работой автотранспорта в крупных узлах, нет и системы комплексного транспортно-экспедиционного обслуживания грузовладельцев. Все это приводит к большим простоям под погрузочно-разгрузочными операциями, увеличению сроков доставки грузов и повышению транспортных расходов.
Ситуацию можно изменить, сформировав мультимодальный узел. Он будет включать в качестве основных компонентов терминальные комплексы, или, как их принято называть в Европе, логистические центры. В состав центров должны входить автоматизированные складские помещения для хранения и переработки грузов, контейнерные терминалы, площадки для отстоя подвижного состава, таможенные пункты, филиалы банков и центры сертификации, транспортно-экспедиционные и брокерские фирмы, страховые компании. Предпроектные работы по созданию в Ярославле одного из таких центров уже ведутся.
Значительно расширит транспортные возможности региона начавшееся возведение второго автомобильного моста через Волгу. Он входит в десятку приоритетных транспортных строек России и имеет огромное значение для всего Северного региона. Не случайно министр транспорта и связи РФ Игорь Левитин после конференции захотел на месте ознакомиться с ходом строительства.
Старый волжский мост в Ярославле перегружен автотранспортом почти вдвое и функционирует в режиме аварийности. Ежедневные пробки на подступах к нему лимитируют пропускную способность всей федеральной трассы Москва - Архангельск. Строительство обхода Ярославля с новым мостом через Волгу позволит в кратчайшие сроки переключить огромный грузопоток из центра города на промышленную периферию, оставив мосту-ветерану лишь пассажирский и легковой транспорт.
В штабе строительства Игорь Левитин интересовался буквально всем: нюансами технологии, отношениями подрядчиков и заказчиков, поставками цемента, песка, щебня, металла. С финансированием проекта проблем нет - оно осуществляется из федерального и областного бюджетов по схеме 50 на 50. Отвечая на вопрос о возможности снижения затрат, заказчик - руководитель департамента дорожного хозяйства области - заверил министра, что первоначальная стоимость объекта уже снижена на 2,2 миллиарда рублей. Но министр довольно быстро убедил собравшихся специалистов, что вполне возможно сэкономить еще 15 процентов. А в отменном качестве работы опытнейших специалистов ярославского Мостостроительного отряда N 6, филиала московского ОАО "Мостотрест", глава ведомства убедился лично, поднявшись на уже построенную левобережную эстакаду.
На данный момент сооружены все русловые опоры и 400 метров монолитного пролетного строения. Если и дальше дело будет идти столь же споро, сдача моста в эксплуатацию состоится в 2006 году.
Очень важно, что каждый вид транспорта может рассчитывать на эффективную поддержку в системе регионального промышленного производства. Так, речники опираются на ярославское ОСАО "Вымпел" и ЗАО "Рыбинский судостроительный завод". Автомобилисты - на ОАО "Автодизель", ярославские заводы дизельной и топливной аппаратуры, Ярославский шинный завод, Тутаевский моторный завод, "Лакокраску", "Ярославрезинотехнику", ЗАО "Раскат". Для аэропорта имеется возможность дозаправки авиатопливом производства ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез", а также организации сервисного обслуживания авиадвигателей производства рыбинского НПО "Сатурн".
И железнодорожники имеют надежный производственный потенциал: электровозоремонтный и вагоноремонтный заводы, завод по изготовлению мостовых конструкций. Кроме того, недавно подписано соглашение между Северной железной дорогой и администрацией области о научно-техническом сотрудничестве, предусматривающее использование новых разработок и видов продукции предприятий региона для нужд магистрали.
Особое место на конференции было отведено использованию новейших информационных, телекоммуникационных и логистических технологий, имеющихся на транспорте, для решения социально-экономических задач. Выступающими было отмечено, что сегодня в Ярославском регионе созданы реальные возможности для глубокой интеграции на экономической основе транспортных и региональных инфраструктур связи.
Всеобщий интерес вызвала представленная вице-губернатором Сергеем Буровым губернаторская программа "Развитие телекоммуникаций в сельской местности", которая имеет ярко выраженную социальную направленность. Она предполагает использовать в основном беспроводной доступ абонентов к узлам связи как в мобильном, так и в стационарном (таксофон) варианте. При этом ценовая политика будет ориентирована на уровень доходов сельского населения. Реализация этой программы позволит уже к 2006 году довести уровень телефонизации в любом населенном пункте Ярославской области до 100 процентов.
Визит министра транспорта и связи РФ Игоря Левитина на ярославскую землю завершился подписанием совместно с губернатором Анатолием Лисицыным протокола рабочего совещания, посвященного проблемам развития Ярославского транспортного узла. В этом документе содержится ряд практических мероприятий, которые предстоит осуществить в рамках программы "Модернизация транспортной системы России" и в связи с предстоящим в 2010 году празднованием 1000-летия Ярославля.
Среди них - организация в Ярославле транспортно-логистического центра с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, строительство крупного таможенно-складского терминала на автомагистралях Москва - Архангельск, Москва - Кострома, организация на базе ярославских областных вузов системы внутрифирменной подготовки кадров для предприятий транспортной отрасли. Словом, мультимодальной транспортной системе быть!
Ярославль.