Правление ОАО "РЖД" приняло три важных документа. Это годовой план мероприятий, обеспечивающих эффективность функционирования систем финансового учета, положение об оплате труда работников своих филиалов и регламент корпоративного взаимодействия с дочерними и зависимыми обществами, пакетами акций которых владеет компания.
Взятая на вооружение политика бухгалтерского и налогового учета дала ожидаемые результаты. В частности, внутри компании ликвидировано двойное отражение расходов в бухгалтерском учете и предъявление налога на добавленную стоимость, а в отношениях между филиалами исключены предъявление накладных расходов и расчеты денежными средствами. Таким образом, достигнута мобилизация денежных ресурсов при сокращении совокупных затрат. А для них введен раздельный учет по подотраслям, видам хозяйственной деятельности и таким слагаемым, как труд, материалы, энергия и топливо. То есть можно говорить конкретно - что во что обходится.
Уточнена себестоимость грузовых и отдельно дальних и пригородных пассажирских перевозок. Прозрачная отчетность о расходах служит надежной базой контроля за ними, обоснования тарифов и дополнительных сборов.
С появлением дочерних и зависимых обществ у компании возникает необходимость в консолидированной отчетности. Ее формы готовят по российским стандартам. В то же время создан Центр контроля и внутреннего аудита. А чтобы провести обязательный внешний аудит, был проведен конкурс. Победило ЗАО "РУФАУДИТ". Результаты проверки деятельности ОАО "РЖД" в прошлом году оно подведет месяца через полтора.
Компания и дальше будет следовать избранным курсом, что подтверждает принятый план мероприятий, детализированный помесячно и поквартально. Но пока неясным остается правовой статус одного ее филиала - Петропавловского отделения. Оно расположено на территории Республики Казахстан и подвержено финансовым рискам.
С 1 октября прошлого года ОАО "РЖД" приняло не готовое тогда до конца положение об оплате труда. Это означало переход на новую отраслевую единую тарифную сетку. Вместе с ней были введены положения об оплате труда локомотивных бригад и комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах. В итоге зарплата персонала, занятого на перевозках, подросла в среднем на 16 процентов и составила 9710 рублей. Такая зарплата вполне конкурентоспособна со средней в промышленности. Среди базовых отраслей экономики железнодорожный транспорт занял шестое место.
И вот теперь принято все положение, основанное на 18-разрядной тарифной сетке. Коэффициенты дифференцированы в зависимости от категории и квалификации работника. С 1 февраля тарифная ставка рабочего первого разряда поднята до 1469 рублей, то есть равна минимальной оплате труда. Это 63 процента прожиточного минимума в стране. Но удельный вес тарифа в заработной плате не так уж велик: 36 - 44 процента, и ранее введены фиксированные доплаты в размере 200 - 250 рублей. Так что среди железнодорожников всего около 0,5 процента тех, у кого заработок ниже прожиточного минимума.
- Отраслевой профсоюз принимал непосредственное участие в работе над этим положением и переводе компании на новые условия оплаты труда, - сказал председатель Роспрофжела Николай Никифоров. - Все предложения и замечания учтены. Принята во внимание степень сложности и ответственности работы, выполняемой всеми категориями железнодорожников. Введены надбавки к тарифным ставкам рабочих 3 - 6-го разрядов за профессиональное мастерство, надбавки за разъездной характер работы. Хорошо подготовлен раздел о материальном поощрении. В новых разделах отражены особенности оплаты труда на промышленных предприятиях, в строительных организациях и учреждениях социальной сферы.
Документ понятен и удобен для применения, способствует повышению качества и эффективности труда, престижности работы на железнодорожном транспорте и закреплению квалифицированных кадров. Сократился разрыв в заработках высоко- и низкооплачиваемых. Есть возможность к 2005 году минимальный уровень оплаты труда поднять до прожиточного минимума. Такая задача была поставлена 27 съездом Роспрофжела...
На нынешнем этапе реформ образуются дочерние и зависимые общества, учредителем, участником, пайщиком или владельцем акций которых выступает ОАО "РЖД". И компании нужны эффективные методы корпоративного управления новыми структурами. Поэтому в соответствии с ее программой развития и финансовой стратегией разработан порядок, предусматривающий две основные формы такого взаимодействия. Первая состоит в том, что в решениях по наиболее важным вопросам советы директоров и собрания акционеров учитывают позицию ОАО "РЖД". Вторая представляет собой институт представителей компании, внедренных в органы управления и контроля подопечных обществ.
Такой порядок обеспечит защиту общих интересов и стабильное финансовое развитие, скоординированную и прозрачную политику, инвестиционную привлекательность крупного холдинга. Документ принят и будет направлен на утверждение Совета директоров компании.