СОБСТВЕННИКИ ДЕРУТСЯ. А СТРАДАЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬ

К спорам хозяйствующих субъектов мы уже привыкли. Не удивляемся, если они переходят врукопашную, иногда со смертельным исходом для одной из сторон. Но что удивительно: пострадавшими от лихих действий победителя оказываемся мы, рядовые граждане.

В КРАСНОЯРСКЕ тяжбы конкурентов не прерываются. Предприятия банкротятся, умирают, а их освободившиеся места занимают московские корпорации. Они и диктуют потом собственные цены на лекарства, бензин, стройматериалы.

Сейчас вот спорят, кто лучше будет возить уголь. Компания угольщиков "СУЭК" или ЗАО "Красопергруз" - профессиональный перевозчик угля и других грузов. Чтобы лучше увидеть, чем спор кончится для красноярцев, приведем портреты героев.

"СУЭК" теперь объединяет угольные разрезы края, Сибири, Дальнего Востока. Очень мощная компания. Самый крупный угольный разрез края - "Бородинский" - принадлежит ей. И разрезы помельче, например возле Березовской ГРЭС, тоже ей. Одним словом, весь Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс. Так раньше назывался предполагаемый мощнейший производитель угля и тепловой энергии в мире.

В конце девяностых кто-то принял решение акционировать разрезы. Случилось все еще при губернаторе Александре Лебеде. Приказывала Москва. Дескать, международные банки дают кредиты на условиях, что естественные монополии перейдут в частные руки. Это будет способствовать конкуренции и снижению цен на уголь.

Приватизацией разрезов и всего, что возле угля, занимался энергичный заместитель губернатора Святослав Петрушко. Молодого человека уже несколько лет нет в крае, но анекдоты про него до сих пор гуляют в Законодательном собрании и администрации. Теперь, если хотят показать нечестность и нечистоплотность руководителя, говорят, что "он у нас работает, как Петрушко".

Так вот, Петрушко приватизировал разрезы так "выгодно" для края, что за продажу акций не было получено ни копейки. Администрация еще осталась почему-то должна приватизатору. А цены за это время на тонну угля выросли на сотни процентов. Отчего краевой и особенно городской бюджеты заметно отощали.

Причина случившегося проста. Сам Александр Лебедь, как всякий военный, думал, что его приказы выполняются честно и добросовестно. Однако гражданский чиновник в сумятицу перестройки оказался жохом и пронырой. Уголь у края просто украли. Причем делали все шумно, через обнародование многочисленных заседаний, подсчет предполагаемых краю прибылей. Оттолкнули от угля краевые компании, отдали все москвичам и иностранцам.

Когда губернатор разобрался что к чему, акции уже пролетели, и Петрушко сразу перешел из администрации края на другую работу, в столицу.

ЗАО "Красопергруз" тоже было создано при Александре Лебеде. Но здесь он не допустил ошибки - занимался компанией сам с помощью опытных железнодорожных специалистов. На краевые деньги были куплены вагоны, и часть отдана в аренду компании-оператору "Красопергрузу", учредителями которой стали администрация края и организация промышленного железнодорожного транспорта. Задача ставилась одна: возить уголь как можно дешевле, чтобы составляющая доля перевозок в стоимости теплоэнергии не росла. Так и получилось. Компания-оператор обязанности выполняла добросовестно. Только в 2003 году компания перевезла 12 миллионов тонн грузов. И у энергетиков ни разу не было козыря поднять тарифы за счет удорожания доставок угля на ТЭЦ.

Но с 1 апреля "СУЭК" без всякого уведомления в одностороннем порядке прервал договор с "Красопергрузом" и принялся возить уголь сам. Но почему-то "забыл" подписать договор с организацией, осуществляющей погрузочно-разгрузочные работы и являющейся владельцем железнодорожных путей. Естественно, предприятие без договора не стало разгружать чужие вагоны. Возник конфликт.

Тут же было созвано совещание у заместителя губернатора - Виталия Боброва. Администрации края нужно было разобраться, что делать и как не прервать поставок угля в краевой центр. Виталий Павлович этими вопросами и ведает. Впервые в крае была введена должность заместителя губернатора, который занимается организацией, а не реформами.

Ребята из "СУЭКа" под руководством заместителя гендиректора Владимира Кудрявцева кое в чем тут же повинились. Дескать, в создавшемся напряжении мы немножко виноваты. Заранее не уведомили партнеров. Не заключили договора на разгрузку вагонов. В то же время Кудрявцев без обиняков предложил "Красопергрузу" продать им свой подвижной состав за смехотворную цену. Дескать, все равно мы вас разорим. Сказано прямо на том же совещании, в лоб и без всяких на то стеснений. "СУЭК" намерен оттеснить "Красопергруз" от перевозки угля и взять все в свои руки.

Не ручаюсь до запятой, но примерно так выглядит на сегодня конфликт хозяйствующих субъектов. Газете нет больше смысла вникать в него. Важнее задать другой вопрос: как реагирует на все это власть? Ведь дерутся собственники, а страдает рядовой покупатель энергии. Почему бы не поучиться вертикали рынка у других стран. В той же Америке никто самостоятельно не устанавливает тарифы без государства. И американцы, допустим, никогда не купят у России ни одного самолета. Им важнее, чтобы исправно работали собственные компании и платили налоги. Они понимают, налоги идут, когда предприятия работают, поэтому власть им создает условия для работы. Что взять с банкрота? Слезы?

В КРАЕ почему-то эти важные рыночные законы иногда действуют от наоборот. Хотя всем понятно, что не только в крае, но и в стране сегодня нужна концентрация производительных сил, а не банкротства и безработица. Краю нужно развитие реального сектора экономики, а не вечные переделы собственности.

Стоимость перевозок угля "СУЭК" окажется на многие миллионы выше, чем сейчас. Если все перевести в деньги, то у энергетиков появятся козыри уже через месяц-другой поднять тарифы. А это значит, что повышенная стоимость в тарифах автоматически ляжет на цену продуктов, мяса, хлеба, стройматериалов.

Ситуация с удорожанием перевозок уже сейчас вызывает тревогу у многих ответственных лиц в крае. На недавно состоявшейся трехсторонней комиссии с участием администрации края, профсоюзов и работодателей председатель краевой федерации профсоюзов Юрий Тарасов прямо заявил: монополист рано или поздно вздернет цены и на уголь, и на его перевозку. Это когда захватывались акции угольной компании, пускались слухи, что уголь станет дешевле, фактически цена на него растет и растет. Завтра вместе с углем на котельные края придут целые вагоны финансовых проблем. Кто их будет разгружать? Хочет возить "СУЭК" уголь, пусть возит, но строит свои подъездные пути, переезды, покупает разгрузочные механизмы. Уничтожение действующих предприятий всегда аукается развалом для краевого и федерального бюджета.

Подобных примеров в крае сколь угодно. Были у нас прекрасные мясокомбинаты. Их разорили. Причем разорял сознательно новый собственник из Новосибирска. Сейчас он везет в край свою колбасу, сосиски и с ценами на них никто не спорит. Попробуй пикни - вообще останешься без продуктов. Администрация края приехала на мясокомбинаты, пытается что-то решить, но от производства осталась пыль.

"Парламентская газета" уже писала про проблемы мощнейшего в свое время в мире производителя пенициллина - "Красфармы". От многотысячного коллектива - крохи. Рассыпают по пузырькам чужой пенициллин. На той же трехсторонней комиссии, о которой мы упоминали, фармацевты в голос твердили, что цены на лекарства "Красфармы" астрономические. Правда, никто не пояснил почему. Где находится собственник завода?

В этих вопросах корни цен. Чужие люди руководят "Красфармой", у них свои заботы, им малоинтересны печали пенсионеров Сибири. Совсем недавно красноярский "Цемент" прибрали к рукам деловые кемеровские молодцы. Теперь они собственники завода. И цены диктовать будут нам. И уже сейчас газеты пишут, насколько из-за увеличения стоимости цемента подорожает строительство Богучанской ГЭС. Водостойкий цемент можно делать только в Красноярске. Да и будет ли работать цементный завод, у кемеровчан свое мощнейшее производство, его нужно загружать. Красноярский завод можно на время притормозить. Собирались купить "Цемент" красноярские строители, да не успели, а краевые власти к своим не повернулись.

ТОЧНУЮ картину, к чему приведет очередной конфликт между двумя собственниками в Красноярске перевозки угля, предсказать трудно. Но вот одна деталь: на совещании у заместителя губернатора начальник управления промышленности и топливно-энергетического комплекса Денис Пашков так горячо выступал за "СУЭК", что ему даже задали вопрос, почему он лоббирует интересы одной стороны. Причем москвичей, а не собственной красноярской компании. Ведь администрация - одна из ее учредителей. Или же уже в мыслях ее похоронили, привели в край монополиста по добыче, перевозке и, может, в перспективе, переработке угля?

Власти проще или вообще остаться в стороне от конфликта, или поддерживать своих, чтобы хоть какая-то конкуренция была среди перевозчиков. Какой же это рынок без конкуренции. Куда ни кинься - одни монополисты, и попробуй с ними поспорь.

Носятся устойчивые слухи, что "СУЭК" желает создать в крае оптово-генерирующую компанию. Сама компания будет добывать уголь, возить, будет вырабатывать из него теплоэнергию. Тут мы все скажем хором: ну и Бог вам в помощь. Будете дешевле продавать киловатт-час, купим его у вас, а не у "Красэнерго".

Но беда нынешнего времени, что никто ничего не хочет строить. Проще с помощью того же Петрушко оттяпать у края акции угольной компании, потом три раза их перепродать и показать якобы ни в чем не виновного нынешнего собственника. С помощью кого-то из нынешней администрации поставить на колени "Красопергруз", да еще с чьей-то помощью купить за бесценок мощную ТЭЦ. В Красноярске их немало.

А что ТЭЦ представляет из себя без угля? Набор обледеневших котлов. Почему бы их и не купить. Повысить хорошо цену на уголь - и котельщики сами упадут на колени: сдаемся. Получится как всегда: собственник жиреет, а мы с вами, обыватели, остаемся с носом. Только без угля при обычных холодах в Сибири и его можно запросто отморозить.

Красноярский край.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости