НОВАЯ система продажи билетов и резервирования мест под названием "Экспресс-3" появилась на вокзалах Южно-Уральской железнодорожной магистрали. Свое название система вполне оправдывает: скорость оформления всех документов - как пассажиров, так и самой дороги - значительно возрастет.
ТЕПЕРЬ каждый кассир сможет выполнять до десяти операций. К примеру, выбрать для пассажира наилучший маршрут из нескольких существующих. Или оформить билет на транзитные поезда с указанием конкретного места - прежде эти места пассажирам выбирал проводник.
Кассы оборудовали специальными сканерами, считывающими штрих-коды на билетах, что позволяет свести к минимуму операции с компьютером.
Если пассажир случайно испортил билет (скажем, постирал с вещами, что случается), то по новой системе кассир подтвердит подлинность билета бесплатно. Однако, как подчеркивают специалисты, подобная услуга исключает возможность мошенничества для нечистых на руку людей.
"Экспресс-3" облегчит работу и руководству дороги. Система позволит координировать количество вагонов в тех или иных составах: если продано мало билетов, можно отцепить лишние вагоны и в кратчайшие сроки передаст их тому маршруту, на который сейчас повышенный спрос.
Все изменения, а также сведения о маршруте, цене билета отразятся на электронных информационных стойках, установленных на вокзалах. Только на челябинском вокзале находится 10 таких стоек. Еще 37 установлены на вокзалах Кургана, Оренбурга, Петропавловска, Кыштыма, Миасса, Златоуста и Орска. Управлять ими настолько легко, что принцип их действия может понять и человек, далекий от компьютеров. Нагрузка на информационные стойки ожидается немалая - пассажиропоток на ЮУЖД огромный, поэтому аппараты постарались сделать без лишних частей, которые легко могли бы сломаться - например, без "мышек".
Разработка и внедрение системы "Экспресс-3" заняла пять лет. За это время были обновлены все билетно-кассовые терминалы, сами билеты и прочие перевозочные документы. Сейчас в системе работают 170 компьютеров, а общая стоимость проекта оценивается в 100 миллионов рублей. "Экспресс-3" будет развиваться и в дальнейшем - планируется продавать билеты не за 45 дней, как теперь, а уже за 63.
(О других новшествах, введенных на ЮУЖД, читайте на стр. 15)