Туркомпании заработают на спортивных фанатах
Сразу три крупных спортивных события - чемпионат мира по хоккею, чемпионат Европы по футболу и Олимпийские игры -заставили турбизнесменов обратить более пристальное внимание на российских болельщиков. Многие туркомпании расширили специализацию и занялись спортом.
Вечером 19 ноября 2003 года на стадионе в британском Кардиффе раздался нецензурный вопль футболиста Вадима Евсеева. Наша сборная выиграла у команды Уэльса и получила путевку на чемпионат Европы в Португалию. Немногочисленные российские болельщики ликовали на трибунах в Британии, вместе с ними ревели фанаты, следившие за трансляцией в своих квартирах и барах. Представители туристических компаний поняли, что без группы поддержки команда в Европе не обойдется и на отправке болельщиков можно неплохо заработать.
Валлийцы потом пытались опротестовать результаты матча: допинг-проба одного из ключевых игроков российской команды - Егора Титова оказалось положительной. Но на продажи туров в Португалию инцидент не повлиял.
Ближний свет
Традиция болельщиков сопровождать команды на чемпионаты в другие страны лучше всего развита в Европе. Немцы, итальянцы и французы по несколько раз в год пересекают границы, чтобы поддержать "своих". В России спортивный туризм почти не развит - у фанатов не было денег.
В этом году сразу три крупнейших спортивных события состоятся в Европе. Поездка на чемпионат в Португалию дешевле, чем на Мундиаль-2002 (чемпионат мира по футболу) в Японию. К тому же визовый режим в европейских странах не такой сложный. "В Японию мы отправили около 200 болельщиков. Тогда на чемпионате мира работали всего две-три российские компании. По нашей оценке, всего из России в Японию поехали не более 1000 болельщиков, - говорит генеральный директор турфирмы "Роза Ветров" Ирина Крюкова. - Сейчас мы планируем продать 550 путевок в Португалию, а в совокупности турфирмы обслужат более 5000 клиентов". В Грецию поток будет больше - 7000 туристов.
На чемпионат в Португалию едут в основном частные и экономные путешественники. Как сообщили в туристической информационной службе БАНКО, на футбол лучше всего продавались самые дешевые пакеты с проживанием в трехзвездочных гостиницах или апартаментах. Дорогих болельщиков оказалось немного: в середине апреля некоторые фирмы начали срочно распродавать "подгорающие" поездки в Португалию стоимостью от 1790 до 3745 евро.
До 90% тех, кто собирается на Олимпийские игры в Грецию, по словам зам-гендиректора компании MIBS Travel Сергея Рыбалкина, напротив, статусные зрители: спортсмены-ветераны, чиновники и т.д. Поездку они оплачивают не сами. Соответственно правила игры здесь другие: турфирмам не нужно бороться за деньги клиента, убеждая его, что спорт гораздо лучше пассивного отдыха. Компаниям необходимо сражаться за получение "госзаказа" - оформление поездок на олимпиаду чиновникам и спонсорам.
С чешским хоккеем на майские праздники у туристических фирм ситуация скромнее. По словам менеджера Infinity Travel Татьяны Шабариной, их компания хочет отправить на соревнования 25 человек. Относительно невысокие показатели объясняются в том числе и тем, что хоккей у болельщиков не так популярен, как футбол.
Из-за близости и доступности "спортивных" государств количество турком-паний, которые хотят заработать на болельщиках, в этом году увеличилось. В борьбу за клиента вступили не только фирмы, специализирующиеся на событийном туризме, но и операторы массовых направлений, чья деятельность охватывает Грецию, Чехию или Португалию. Феликс Дубовицкий, генеральный директор компании Valtex Travel, освоившей Лиссабон и окрестности, вспоминает, что несколько лет назад у них был небольшой опыт работы с болельщиками. В 2000 году его фирма занималась поездкой фанатов "Спартака" на матч команды в Португалию. Тогда удалось загрузить Ту-154 (150 мест). На чемпионат Европы Valtex Travel хочет отправить около 400 туристов. Обычно в июне оформляется примерно 80 - 120 поездок, и компания не собирается упускать свой шанс.
Алексей Крылов, гендиректор компании UTS, специализирующейся на спортивном и бизнес-туризме, заметил, что раньше его фирма нередко сотрудничала с Valtex Travel, но в преддверии футбольного чемпионата они стали конкурентами. "Однако вряд ли массовые операторы надолго останутся в событийном сегменте. Не исключено, что после Португалии мы опять будем партнерами", -отмечает Крылов. Феликс Дубовицкий подтверждает, что не намерен в ближайшем будущем углубляться в спортивную тематику. По его оценкам, на заблаговременную оплату гостиниц, дополнительных самолетов, входных билетов было потрачено около 200 000 - 300 000 евро. Наталья Шоркова, заместитель директора компании "Пантеон" (основное направление - Греция), также обещает уйти из спортивного сегмента после Олимпийских игр.
Гостиниц на всех не хватит
Продажа путевок на спортивные мероприятия для турфирм гораздо выгоднее, чем оформление стандартных поездок на отдых. Обычно компания зарабатывает около 10% с каждой поездки. Но если недельный отпуск на португальском курорте Алгарве в четырехзвездочном отеле обходится в 800 -900 евро, то десятидневная поездка на футбол с проживанием в гостинице такой же категории стоит около 2000 евро.Цена вырастает из-за аппетитов принимающей стороны. По словам Натальи
Шорковой из "Пантеона", трехзвездочная гостиница London в 10 км от Афин в августе обычно стоит 80 евро с человека в сутки, а в период олимпиады подорожает до 500 евро, четырехзвездочный Greekhotel поднялся со 140 - 150 евро до 1200 евро. "Во время олимпиады в Атланте хот-дог стоил $8, тогда как обычно он обходится в $1, максимум в $2. Наверное, это оправданно, поскольку спрос в несколько раз превышает предложение", - говорит Сергей Рыбалкин из MIBS Travel. Посещение олимпиады может обойтись и в 26 000 евро - за эту сумму турист в течение трех недель будет жить на круизном лайнере. Такой оригинальный способ решить проблемы с размещением гостей нашли греки, когда поняли, что гостиниц на всех не хватит. Работа в сегменте событийного туризма требует от фирмы знания нюансов и дополнительных инвестиций в турпродукт. В марте прошлого года, например, компании UTS пришлось везти болельщиков на отборочный матч чемпионата Европы в Албанию. По словам Татьяны Новиковой, менеджера UTS, было сложно найти партнеров, которые могли бы организовать прием, поскольку с Албанией никто из туроператоров не работал. Лететь пришлось до
Подгорицы (столица Черногории) с пересадкой в Белграде. От Подгорицы туристы ехали на автобусе до албанского города Шкодер. Впечатления Новиковой не из приятных: дороги плохие, везде горы мусора, все люди ходят в черном или сером. Группа в белых майках и с российскими флагами, говорит она, выглядела на этом фоне очень экзотично. "Болельщики - экстремальные люди. Они прекрасно знали, что едут в непредсказуемую страну, где может случиться все что угодно. Нас везде сопровождал эскорт полиции, но все равно было страшно. Когда мы уже сидели на трибунах, я боялась, что наши выиграют и тогда нас вообще убьют", - рассказывает менеджер UTS. Российская команда тогда проиграла.
Еще одна особенность работы в событийном туризме - непростые отношения туркомпаний с отелями. Во время мероприятия спрос опережает предложение, поэтому хотельеры предпочитают отдавать комнаты фирмам, с которыми постоянно работают. Разместить болельщиков в Европе будет проще, если компания специализируется на конкретной стране, а не на спорте.
В то же время дефицит мест во время громких соревнований усложняет бизнес туроператоров, ориентированных на массового покупателя и не решившихся в этом году на освоение событийного сегмента. Виктория Чернякова, заместитель директора компании "Амиго турс", работающей с Чехией, говорит, что на майские праздники у них много клиентов - в этом году фирма хочет обслужить около 1000 человек. Из-за чемпионата мира по хоккею, который пройдет с 25 апреля по 10 мая, мест в гостиницах осталось мало, поэтому цена стандартного турпакета выросла. В прошлом году самый дешевый недельный экскурсионный тур с перелетом на чартере до Пардубице стоил 385 евро (плюс виза), сейчас цены начинаются от 450 - 500 евро.
С хоккеем, кстати, российским туркомпаниям не удалось плотно поработать из-за национальной особенности чехов: они очень любят этот вид спорта. "У нас не получилось достать билетов на чемпионат, поэтому мы не стали организовывать поездки в Прагу", - говорит Алексей Крылов из UTS. Правда, на чешском направлении возможен кризис, который коснется и болельщиков, и туристов. По словам пресссекретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, сейчас в чешском консульстве лежит около 4000 заявок на визы, с каждым днем их число растет.
Лишний билетик
Главная особенность и сложность оформления поездок на спортивные события заключается в том, что туркомпания должна достать входные билеты на мероприятие. Без них создание специальных туров теряет смысл. Каждый раз перед олимпиадой или крупным чемпионатом фирмы пытаются отыскать билеты любыми способами.
На чемпионат Европы по футболу России досталась от УЕФА квота в 4000 комплектов на три матча с участием российской сборной. В этом году европейские футбольные чиновники запретили продавать билеты туристическим компаниям, чтобы исключить рост цен. Российский футбольный союз передал их своему партнеру - Футбольному туристическому агентству (ФТА) для реализации среди некоммерческих организаций и рядовых болельщиков. После того как ФТА выставило билеты в открытую продажу на своем сайте, турагентствам все-таки удалось выкупить часть пакетов через третьих лиц, на имена собственных сотрудников или сразу на клиентов. Но этого количества недостаточно.
По словам Феликса Дубовицкого из Valtex Travel, его компания обращалась к спортивным брокерским конторам в других странах, например в Норвегии и в США.
Как рассказал Алексей Крылов из UTS, в 2000 году входные билеты на соревнования Олимпийских игр в Сиднее покупали в Венгрии: там не так развита традиция поездок на спортивные соревнования и венгры просто не смогли выбрать свою квоту.
В этом году Олимпийский комитет разрешил уполномоченным агентам в разных странах продавать билеты только собственным гражданам, желая исключить спекуляции и махинации. В России назначенным агентом Олимпийского комитета стала туристическая компания MIBS Travel - оператор по Греции и Кипру.
Тендер на это место не проводился. По сведениям "К°", глава компании Марк Шиапанис давно знаком с почетным президентом ОКР Виталием Смирновым, турфирма не раз отправляла российских спортсменов на сборы в Грецию и на Кипр. В 2001 году компания начала покупать номера в гостиницах на период Олимпийских игр. После получения статуса официального агента MIBS Travel выкупил более 50 000 билетов на различные соревнования у оргкомитета Игр для продажи российским болельщикам. Компания создала специальный отдел по работе с болельщиками и намерена оставаться в нише и после Олимпиады. Ее инвестиции в освоение сегмента составили 20 млн евро.
Правда, роль агента накладывает определенные обязательства на компанию: ей необходимо продавать не только популярные соревнования - баскетбол, плавание или теннис, но и малоизвестные виды спорта, например софтбол. Конкуренты, приобретавшие билеты через своих партнеров в греческих кассах, старались получить лишь те состязания, которые пользуются спросом.
В MIBS Travel утверждают, что только они обладают правом снабжать билетами российских болельщиков. По словам Рыбалкина, на каждом билете будет штрих-код с информацией о территории продажи, а перед проходом на соревнования гражданство болельщика могут сверить со страной продажи билета. Если они не будут совпадать, то туриста не пустят на трибуны.
Однако конкуренты сомневаются в возможности таких проверок. В "Розе Ветров" и "Пантеоне" говорят, что их билеты ничуть не хуже. Компании покупали их на легальном основании через своих партнеров в Греции. Единственное отличие - в кассах удается приобрести гораздо меньше билетов, чем через уполномоченного агента.
Не исключено, что дальнейшее желание спортивных организаций бороться со спекуляцией билетами на популярные соревнования обернется большими сложностями для туристических компаний. А болельщикам все равно придется переплачивать. По словам Алексея Крылова, бизнес спекулянтов во всем мире развит и отлажен, вряд ли победить его будет просто. "Каждый раз перед соревнованиями у стадиона появляются колоритные люди - я бы сказал, "итальянского вида". У них прекрасная связь, они знают, кто, где и за сколько перед матчем предлагает билеты. Иногда им проще выкинуть билеты, чем снизить цену", - рассказал Крылов.
Уже сейчас некоторые турфирмы начали просчитывать возможность покупки билетов на Мундиаль-2006. Чемпионат мира по футболу состоится в Германии, желающих посмотреть на немецкого вратаря Оливера Кана и лидера французской сборной Зинедина Зидана будет много -добраться до Германии гораздо проще, чем до Португалии.
***
ПОЧЕМ ЛЮБОВЬ К СПОРТУ
1050 евро - самый дешевый вариант поездки в Португалию на футбол с проживанием в апартаментах (без билетов на матчи)
До 6100 евро доходят цены при размещении в отеле категории 5 звезд
1800 евро - экономный тур на олимпиаду в Грецию - семь дней в четырехместных апартаментах (без билетов на соревнования)
26 000 - самый дорогой вариант проживания в столице олимпиады - на круизном лайнере