Бесконечные очереди в супермаркетах в часы "пик" - бедствие давнее и постоянное. Как показал опрос, избавиться от мучительного ожидания хотели бы более 40% французов, посещающих большие магазины.
Наука и электроника пошли им навстречу - несколько супермаркетов во Франции начали в этом году эксперимент, который можно было бы назвать "сам себе кассир". Теперь к классической тележке покупателя прикрепляется сканирующий "пистолет". Достаточно провести его красным лазерным лучом по штрих-коду выбранного продукта - и установленная на тележке касса фиксирует вашу покупку. В результате прохождение через обычную кассу удается свести всего к нескольким секундам.
Подобная новинка, установленная на 20% тележек, уже позволила в ряде мест сократить персонал, а, следовательно, и расходы магазинов на зарплату на 5%.
Существует и другой вариант ускоренного прохождения через кассу. В этом случае покупатель сам сканирует штрих-коды, подойдя на выходе к установленной там кассе-автомату. Пока, правда, этот метод не очень эффективен. И считается экспериментальным.
В рамках программы нововведений предусмотрены также закрепляемые на тележке микрокассы, которые будут указывать вам на схеме наиболее быстрый путь к товару, который вы ищете.
Однако, как считают специалисты, самой перспективной лет через 5-10 станет система автоматической регистрации товаров с помощью отвечающих на радиосигнал микросхем. Каждая из них будет прикреплена к товару, заменив тем самым классический штрих-код. В этом случае будет достаточно просто провезти тележку через электронные "ворота".
Любопытно, что данную систему можно было бы ввести в действие хоть завтра. Но этому препятствует тот факт, что микросхемы пока слишком дороги - они стоят от 0,5 до 1 евро.
В то же время первые масштабные опыты, проведенные в основном вне Франции, выявили еще один важный для покупателя аспект - электронное оснащение тележек, несмотря на свою дороговизну, позволяет снижать цены на товары почти на 20%.
Тем не менее разработчики новых систем признают, что в ряде магазинов эксперимент провалился. Покупатели настолько привыкли к очередям и кассиршам, что новые методы утомляют их гораздо больше, чем привычное "полусонное" стояние в очередях.