Что творилось в Михайловском манеже на прошлой неделе во время работы выставки Ideal Beauty! Звуки музыки смешивались со сладко-пряными запахами духов, дезодорантов, лаков, красок для волос и бог весть еще чего, и этот безумный коктейль пьянил толпы любопытствующих субъектов, фланирующих между стендами, на которых была представлена продукция 160 ведущих косметических фирм со всего белого света.
Для журналиста главное не бюст, а пост
Более сотни шоу-программ было показано публике, у которой буквально глаза разбегались между мастерами по педикюру, творившими с азартом Рембрандта, и парикмахерами, орудующими своими лязгающими хромированными орудиями труда не хуже персонажа из фильма "Ножницы вместо рук". Корреспондент "ВП" не упустил возможности окунуться в ласковое море косметических удовольствий.
Посоветуйте, как быть! На дальнем подиуме начинается аппетитное мужскому глазу шоу под названием "Процедура по уходу за бюстом". А тут парикмахеры, презентующие новую американскую машинку для стрижки, буквально хватают за рукав и умоляют позволить им отрезать мою любимую косичку, дабы продемонстрировать собравшимся надежность штатовской стали, а в качестве компенсации предлагают покрасить то, что останется на моей голове, в радикально черный цвет. Вы бы что выбрали?
Я выбрал третье. Редакционное задание гласило: разузнать все, что касается проблем и перспектив развития рынка косметической продукции в Питере, и рассказать об этом читателю. Так что удовольствия пришлось отложить до лучших времен, заменив их серьезным общением со специалистами.
Срок годности и срок хранения - две большие разницы
Если вы ждете, что я оглушу вас числом с большим количеством нулей, характеризующим ассортиментный ряд рынка косметических услуг и товаров, то вы ошибаетесь. Такое число не знает никто. "Данный сегмент рынка чрезвычайно динамичен, новинки появляются практически ежедневно и в больших количествах, систематизировать все пока не представляется возможным", - отвечали благоухающие дорогим парфюмом дамы, эксклюзивные костюмы которых украшали бэйджи с перечнем титулов, указывающих на их высокое положение в парфюмерном королевстве.
А проблем, как выяснилось, не меньше, чем товара. Одна из наиболее важных по-прежнему связана с тем, что продавец не всегда предоставляет покупателю абсолютно достоверную информацию о реализуемом им товаре. Об одной из последних "фишек", которые используют ловкие коммерсанты, рассказала заместитель начальника отдела Госторгинспекции по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Нелли Хенонен. Вместо срока годности косметики они указывают срок ее хранения, который, естественно, больше срока годности чуть ли не на полгода.
На импортной косметике эти даты зашифрованы в штрих-коде, который переводят так, как выгодно. 80 процентов товара, снимаемого с реализации, связано как раз с проблемой "неправильного перевода". А между сроком хранения и сроком годности, как говорят в Одессе, две большие разницы. По истечении срока годности товар следует подвергать экспертизе, которая определит, не утратил ли он свои свойства, и только после этого его можно использовать до окончания срока хранения.
Но дорогостоящая экспертиза не всем коммерсантам по карману. Да и не окупается она, ведь сейчас, по данным Госторгинспекции, даже на оптовых складах ввиду огромного изобилия товара преобладают малые партии того или иного вида продукции - от 10 до 20 штук. И что, из-за дюжины флакончиков духов во Франции экспертизу за евро заказывать? Поэтому указывают максимальные сроки.
100 баксов за сладкую водичку
Хватает на нашем рынке и контрафактной продукции. Особо рьяно подделывают продукцию компании "Проктер энд Гэмбл". И уровень подделки таков, что только производитель, располагающий всей необходимой документацией по технологии процесса, сможет отличить ее от оригинала.
Меньше подделок не становится. Директор научно-исследовательского центра "Косметология" Татьяна Маяцкая объясняет это странным (иного слова не подберешь) законодательством нашей страны. Во всем цивилизованном мире нет обязательной сертификации производимой косметической продукции, у нас есть. Но за рубежом есть закон об уголовной и административной ответственности производителя, выпустившего некачественную продукцию.
Закон жесткий - можно лишиться всего бизнеса и на многие годы угодить за решетку. Поэтому там аккуратно проходят добровольную сертификацию. У нас подобного закона нет, а самый высокий штраф - тысяча долларов - не остановит владельца подпольного цеха, доход которого исчисляется в десятках тысяч "зеленых". Так ведь этого нелегального парфюмера надо еще отыскать и доказать его вину!
По уверению Госторгинспекции, контрафактная косметическая продукция, изымаемая из продажи, серьезной угрозы для здоровья людей не представляет, но нам от этого не легче. Ведь, выкладывая сотню баксов, мы хотим получить качественный товар известной марки, а не сладенькую водичку в красивом флакончике, произведенную "на коленке" в каком-нибудь подвале.
Не все, что может медик, позволено косметологу
Господам легальным парфюмерам и нам, потребителям их продукции, остается уповать на принятие технического регламента, который законодательно закрепит как основные показатели безопасности косметической продукции, так и методы ее идентификации.
14 мая в Госдуме прошли общественные слушания по проекту технического регламента. Были высказаны замечания, которые необходимо учесть при доработке проекта. Предложено, например, четко обозначить перечень тех услуг, которые могут оказывать косметологи, и тех, для оказания которых без медицинского диплома не обойтись.
Это принципиально важно, так как, скажем, проведение радикального омолаживания руками непрофессионала может привести к непоправимым последствиям для здоровья. То же самое касается разного рода диет, которыми люди с подачи ничего не ведающих в медицине "специалистов" иногда доводят себя до полного истощения. Ну а пока регламент не принят, специалисты советуют обращаться лишь к тем косметологам, уровень профессиональной подготовки которых не вызывает сомнений.