Впервые Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил Думу по приглашению ее председателя Бориса Грызлова. Хозяева постарались представить событие как визит вежливости и избежать открытого обсуждения изменений, которые в ближайшее время будут внесены в закон о свободе совести от 1997 года. Патриарх же публично сформулировал интересы Церкви.
"Уважаемые, вот за тот столбик!" Охрана теснила журналистов и думскую публику, загоняя тех и других в угол деревянными загородками. Роптали даже сотрудники Патриархии: "У нас по сравнению с этим просто свобода, тут и вопроса Патриарху не задать..." - "Какие еще вопросы? Камеры должны снимать без вопросов", - отрезал охранник.
Внизу Патриарха встретили избранные думцы и быстро провели по зачищенным коридорам в кабинет спикера. Тем временем проход в зал охранялся так. что Патриарх оказался изолирован не только от прессы, но и от самих депутатов. В зале едва набралось 40 народных избранников с вице-спикером Артуром Чилингаровым. бывшим спикером Геннадием Селезневым, замглавы фракции "Единая Россия" Валерием Богомоловым и борцом Александром Карелиным во главе. Опоздавшую Наталию Нарочницкую, самого яркого церковного лоббиста в Думе, в зал не пустили, а с помощниками депутатов и вовсе не церемонились. Борис Грызлов, приветствуя Патриарха, привычно назвал Церковь "умиротворяющим" институтом, который "не противостоит государству", лишь вскользь обмолвившись о том, что "жизнь требует пересмотров базовых законов".
Последующие полчаса Патриарх в отеческом тоне и по всем законам риторики разъяснял, почему без Церкви государству не обойтись и почему она не будет довольствоваться той этнографической и психотерапевтической ролью, которую ей прочат. Церковь, особо выделил Патриарх, живет в гуще народа, является и обществом, и народом, и "вашими избирателями". Чтобы еще больше прояснить роли, предстоятель напомнил, что современный строй России породил миллионы нищих, миллионы детей с врожденными пороками, а также более 700 тысяч беспризорников. Церковь всех, в том числе и "этих детей, наказанных за грехи отцов", врачует бесплатно - почти при каждом монастыре есть приюты, в которых обездоленных без всякого государственного участия не только кормят и содержат, но и дают специальность. Церковные хозяйства, подчеркнул он, образцовые, а тюрьмы, в которых духовенству дают работать, учатся существовать на полном самообеспечении. Государство вроде бы ожидает от Церкви помощи, сказал Патриарх, но отбирает даже законодательные нормы советского времени, вводя непосильную аренду и коммерческие налоги на все социальные институты Церкви. "Большинство депутатов не связаны с Церковью, - Патриарх оглядел скудную горстку допущенных к нему. - Мы не просим льгот, мы просим учитывать нашу роль в социальной жизни страны". Патриарх помолился на вразумление трудящихся. Депутаты и журналисты перекрестились. Как выяснила Газета, некоторым депутатам удалось пошептаться с Патриархом, а Геннадию Селезневу - даже расцеловаться. Однако уже через несколько минут спикер увел Патриарха фотографироваться и обедать.
Напомним, что неделю назад в Думе прошли слушания о поправках к закону о свободе совести 1997 года. По их итогам, не сговариваясь, представители всех конфессий, от титульных до гонимых католиков с протестантами, заявили Газете, что изменения закона, несомненно, будут, и будут они не в интересах верующих. Сейчас в Думе существуют две полярные точки зрения о религиозном имуществе и земле: глава комитета по собственности Виктор Плескачевский - за налоги, а председатель комитета по аграрным вопросам Геннадий Кулик - за безвозмездное дарование земель.
Патриарх нашел компромисс: отдать землю в "срочное пользование общине на время ее существования".
В ельцинские времена Патриарху достаточно было приехать к президенту, и все недоразумения прояснялись. Владимир Путин уже дважды, встречаясь с Патриархом, подчеркнул, что государство больше не вмешивается в дела Церкви. Что имел в виду президент, покажут грядущие поправки в закон о свободе совести. Но и у Церкви есть свои рычаги. В свое время в социальной концепции РПЦ было прописано право верующих на протест, вызвавшее ярость в администрации президента. Церковь сделала уже много уступок власти, поддержав своим авторитетом и выборы, и перепись, и даже президентскую инициативу примирения Церквей. Если и сейчас интересы Церкви проигнорируют, многие верующие вспомнят о своем праве на протест.
***
Требования, касающиеся верующих всех конфессий, о которых в данном случае ходатайствует Патриарх, соблюдены во всех странах мира - христианских, исламских, буддистских и светских. Они таковы: упорядочить земельные и имущественные права религиозных организаций, предоставить разумные налоговые льготы, ослабить бюрократическую опеку, решить вопрос о преподавании сведений о религии в школе и вузе, разработать альтернативную ИНН и штрих-кодам систему учета.