Как "изготовить" продавца-профи

ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ

Это одна из самых распространенных профессий, ведь без нее ни пальто не купишь, ни новую книжку не повертишь в руках... Какие люди идут в торговлю? И какое образование нужно хорошему продавцу - высшее (многие работодатели считают это требование главным) или среднее, но обязательно профильное?

Справка

Хорошие продавцы требуются всегда, и сегодня тоже. Мы проанализировали три июньских номера нашей газеты и обнаружили в них 136 вакансий продавцов (продавцов-кассиров) и 115 - продавцов-консультантов. Опубликовано также 182 предложения для менеджеров по продажам и 136 - для торговых представителей. В большинстве случаев нужно высшее образование и опыт работы, но возможен вариант без опыта. Словом, тот, кто умеет продавать, без работы не останется.

Елена ШАГИЕВА

Самые образованные

В Нижнем не так много учебных заведений, где готовят настоящих продавцов - именно с торговым, а не педагогическим или медицинским образованием. В первую очередь это Нижегородский торговый техникум, нынешним летом из-за его парт выйдут 98 человек, которым хоть завтра можно облачаться в фартучки и другую униформу.

Большинство девушек (и молодых людей, их примерно одна треть) появляются здесь после девятого класса школы, реже после одиннадцатого. Чтобы обзавестись средним полным общим образованием и профессией, вчерашние девятиклассники учатся три года, одиннадцатиклассники - год. Потом кто-то уходит, получив специальности продавца и кассира-контролера, а кто-то добивается среднего профессионального образования по специальностям "менеджер", "коммерсант" и "товаровед". Есть особенно целеустремленные выпускники, которым с профессией "продавец" удается поступить в вузы (НКИ, НИМБ, экономфак ННГУ), причем сразу на третий курс.

За книжками будущие продавцы сидят далеко не все учебное время. У них очень много практики: несколько дней ходят в техникум, еще несколько проводят в одном из магазинов, потом снова теория - и так постоянно. "Мы дружим более чем с десятком больших торговых центров, - поделилась заместитель директора по практике Клавдия Киселева, - а выпускники часто устраиваются туда и на постоянную работу. Их берут заметно лучше, чем людей без специального образования. Директора магазинов в курсе, что покупатели стали грамотные, и привлечь их можно только советами, рассказами - хоть о хлебе, хоть об одежде, хоть о бытовой технике".

К окончанию учебы завтрашние работники торговли начинают разбираться в кассовом оборудовании, технологиях продаж, торговом вычислении, основах покупательского спроса. Продавцы и продовольственных, и непродовольственных товаров учатся по одному плану, только "товароведение" у них разное. Кстати, "продовольственники" уже во время учебы заводят медицинские книжки, необходимые при устройстве на работу в продуктовый магазин.

Всем сотрудникам маркетов и торговых центров никак не обойтись без хотя бы небольшой любви к математике и тем более без коммуникабельности. Как говорят учителя торгового техникума, настоящий продавец - это и артист, и психолог. На уроках деловой культуры продавцы изучают психологические типы покупателей (с холериком и меланхоликом придется вести себя по-разному), постигают науку "мирного урегулирования" сложных ситуаций, ведь эта профессия - одна из самых конфликтных.

Кроме Нижегородского торгового техникума, специальность продавца можно получить в профессиональном училище N 20, а также на некоторых курсах. К примеру, такие курсы давно работают при Нижегородском коммерческом институте.

Самые усталые

Продавцы, как известно только им самим, устают не меньше грузчиков или сгорающих на работе бизнесменов. Особенно те, кто трудится в больших продуктовых супермаркетах, где рабочая смена - 12, иногда 14 часов. Целый день надо стоять, ходить, бегать, считать чужие деньги, таскать ящики с банками и бутылками, расставляя все это хозяйство на полочки. Кассовый терминал (с помощью которого сканируют покупки по штрих-коду) - не такое уж простое оборудование, а ассортимент товаров просто необъятен. Это тысячи наименований, вот и приходится детально изучать эквадорские бананы, французский коньяк, шахунское молоко. Если человек хочет вырасти из продавца в администратора торгового зала или, например, менеджера, он должен ориентироваться во всех отделах сразу.

"У нас только что принятые на работу продавцы обязательно проходят обучение, - говорит менеджер по персоналу сети супермаркетов SPAR Людмила Мавченюк. - Это и мерчендайзинг, и кое-что из товароведения, недаром каждое утро в магазине начинается с проверки срока годности продуктов. Берем сотрудников с 18 лет, особенно общительных и симпатичных. Кто не может справиться с усталостью, к сожалению, почти сразу уходят".

Сотрудники магазинов и торговых центров не застрахованы, как минимум, от двух профессиональных болезней - перенапряжения голосовых связок и плоскостопия, из-за которого продавщицы со стажем не советуют своим коллегам ходить, несмотря на усталость, без каблуков. По их словам, каблук должен быть, но маленький и устойчивый.

Самые творческие

Несмотря на все разговоры о нужности специального торгового образования, среди нижегородских продавцов хватает и художников, и спортсменов, и чуть ли не изобретателей. Например, филологи иногда идут работать в книжные магазины, с которыми по части литературных новинок не может конкурировать ни одна библиотека. Что не дочитал, стоя у полки, можно взять на вечер домой.

Некоторые любители экстремального спорта продают роликовые коньки, скейтборды, снегоходы, лыжи. "Я здесь и продавец, и механик, - говорит сотрудник веломагазина на Покровке Евгений Белов, - делаю гарантийный ремонт. Правда, этот труд для меня временный". Евгений уже успел получить диплом нашего театрального училища, сейчас заканчивает питерскую спортивную академию и профессионально занимается велотриалом.

А вэб-люди, которым приходит в голову устроиться продавцами-консультантами, идут, конечно, в магазины компьютерного оборудования. "Платят здесь примерно 200 долларов, - поделился недавний студент иняза, а сейчас сотрудник магазина "Компас" Алексей Терин. - Устроился, потому что просто люблю новые технологии". В этом магазине почти все продавцы с высшим образованием, девушек поменьше, чем молодых людей. Основная часть времени уходит на консультирование плохо разбирающихся в технике покупателей - тот довольно редкий случай, когда свой собственный опыт для продавцов важнее торгового образования.

Мнение эксперта

Юрий ЗАДОРОЖНЫЙ, доцент кафедры коммерции НКИ:

- Я давно занимаюсь исследованиями в этой области и могу сказать, что большинству продавцов просто катастрофически не хватает знаний. Впрочем, не только продавцам - очень часто без торгового образования работают и управляющие магазинами, и владельцы предприятий.

В центре города ситуация нормальная. С продавцами-консультантами бутиков и торговых центров работают менеджеры по персоналу, стараются их чему-то научить. Но в отдаленных от Покровки магазинах (особенно продовольственных) работники часто понятия не имеют ни о санитарных нормах, ни о правах потребителей. Видимо, руководство считает, что если продавцов обучить, они тут же уйдут на другое, более престижное место. А по-моему, надо просто зарплату им платить нормальную - тогда уходить никому не захочется. Вместо того чтобы штрафовать директоров магазинов (за несоблюдение разных норм), я бы заставлял их учить свой персонал - отправлять на специальные курсы, тренинги.

А что касается высшего образования... Не знаю, помогает ли оно продавцам-консультантам, но точно не мешает. Именно на это все чаще делают ставку работодатели. (Кстати, продавцами подрабатывают многие студенты НКИ как с заочного, так и с дневного отделения). Но в первую очередь для любого продавца важно именно торговое образование.

Личный опыт

Александра, вчерашний продавец, а теперь менеджер торгового зала в книжном магазине:

- На эту работу устраиваются люди, любящие не только книжки - в первую очередь общение. Разговаривать продавцам приходится весь день. Некоторые покупатели даже заглядывают в магазин специально для этого - поведать знакомому продавцу, кто родился, кто женился, а заодно расспросить о книжных новинках. Мы давно заметили, что в магазине появляются одни и те же лица. Работают здесь люди не только с гуманитарным образованием - и экономисты, и технари. Стиль общения с покупателями у всех разный - у кого интеллигентный, у кого дружеский, но для продавца нет ничего важнее внутреннего чутья. Карьерный рост вполне реален. Я, например, прежде чем стать менеджером, была продавцом-консультантом три с половиной года. Да и директор у нас - бывший продавец.

Анна, продавец-консультант в фирменном магазине одежды:

- Умудряюсь совмещать работу с учебой на дневном отделении пятого курса НКИ. Нашла эту работу по объявлению в газете - кажется, как раз в "Карьере". На собеседовании обращали внимание на общительность, внешний вид, знание компьютера тоже приветствовалось. Два дня все новые продавцы проходили тренинг, а потом нас сразу поставили в торговый зал. Форму пока не выдали, потому что магазин недавно открылся, но начальство сказало, что у продавцов обязательно должен быть черный низ и белый верх. Работаем с десяти утра до восьми вечера, платят четыре тысячи рублей в месяц. Обещали профессиональный рост - например, можно стать менеджером торгового зала. Устаю, конечно, сильно.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости