Сапожник пострижет, швея побреет

С точки зрения нынешнего законодательства, это вполне допустимо

Покупая "Детский крем", уверены ли вы, что он безопасен для младенца? Лично я, после того как узнала, что в России требования ко взрослой и детской косметике одинаковые, - не уверена. Тем более что в сырьевой сфере у нас, мягко говоря, нормативный беспорядок. Кроме того, парфюмерно-косметическую продукцию, запрещенную органами контроля к продаже, у нас утилизировать совсем не обязательно...

А еще у нас не обязательно быть медиком и даже косметологом, чтобы проводить сложные косметические процедуры. И совсем уж неважно с позиции закона, парикмахер вас стрижет или доярка...

Это не абсурд, это реалии переходного периода парфюмерно-косметического рынка. Откудаи куда он переходит? Из нынешнего хаоса, сложившегося из-за устаревшей и противоречивой нормативно-правовой базы, к светлому будущему, где действия всех участников этого рынка будут взаимосвязаны и регламентированы новым законом - Техническим регламентом (ТР). Об этом говорят разработчики проекта ТР на данный вид продукции и призывают принять участие в общественном обсуждении этого важного документа.

Срок годности на ваше усмотрение

За качеством и безопасностью кремов, шампуней, помад и прочей насущной продукции следят сотрудники петербургского Центра контроля качества (ЦКК) продовольственных и косметических товаров. Конечно, обнаружить все нарушения на рынке они не в состоянии, но результаты их выборочного контроля весьма показательны: от 60 до 80 процентов продукции, проверенной ЦКК, изымается из продажи.

По словам директора ЦКК продовольственных и косметических товаров Нонны Лебедевой, самые частые нарушения - это отсутствие полной, а главное, достоверной информации о товаре. Рынок сегодня более чем насыщен, и потребителю на нем сложно сориентироваться, тем более что информация на упаковке бывает неточная, а то и лукавая. Понятно, что слукавить относительно наименования товара, страны-изготовителя, названия фирмы и юридического адреса сложно. Эта информация просто должна быть, в ином случае перед вами подделка.

Сложнее с составом конкретного флакона. Определить его досконально, вплоть до последнего ингредиента, можно, только проследив всю технологическую цепочку на самом производстве. Так что, по сути, эта информация остается на совести изготовителя. То, что можно проверить в лаборатории ЦКК, - это соблюдение срока годности и санитарно-эпидемиологических нормативов, то есть безопасность товара.

- Есть предприятия, которые подменяют срок годности сроком хранения, а это принципиально разные понятия, - говорит Нонна Лебедева. - В течение срока годности продукт может быть использован по назначению без риска для здоровья, причем все его потребительские свойства остаются неизменными. Срок хранения гораздо длиннее, в течение него продукция может испортиться, а может и нет. Пока длится срок хранения, разрешено проводить лабораторные анализы, с тем чтобы определить, как долго еще изделием можно пользоваться. Это предполагается на тот случай, если срок годности на исходе и его хотелось бы продлить. Впрочем, такие испытания дороги, и проводят их крайне редко. А поступают, как я уже сказала, гораздо проще.

Есть и еще одна возможность удлинить период продажи товара. Импортная парфюмерия и косметика снабжена информацией, зашифрованной в штрих-коде. Здесь его расшифровывают и печатают на русском языке, при этом порой "ошибаются" в сроке годности на несколько месяцев.

Но допустим, что в магазине нашли упаковку геля (лака, мусса и т. п.) с истекшим сроком годности. Или, по результатам лабораторных испытаний, продукция оказалась небезопасной для потребителя. Инспектора пишут предписание: из продажи изъять и утилизировать. Ответственность за выполнение предписания лежит на торговце.

Что после этого? Дальнейшая схема четко не регламентирована. То есть торговец может отправить товар поставщику, чтобы тот его уничтожил, может утилизировать и сам. Есть в России закон о качестве и безопасности пищевых продуктов, который предусматривает обязательную утилизацию изъятого из продажи товара, но только больших партий. А по словам специалистов, больших партий сегодня нет ни в розничной, ни в оптовой продаже. Даже поставщики закупают в лучшем случае по нескольку десятков штук товара конкретного наименования.

В итоге торгующая организация все же обзаводится неким документом, свидетельствующим, что изъятая продукция была утилизирована. Теоретически это означает, что она выброшена в контейнер с бытовым мусором (по причине ее нетоксичности и малых объемов). Ну а практически... Здесь есть воля для фантазии. Наверняка найдется немало предпринимателей-перекупщиков, которые будут рады приобрести пачку того же "Детского крема" - "просроченного" и без сопроводительной документации, зато по весьма сходной цене.

Салон ужасов

Еще один пласт проблем лежит в сфере косметических и парикмахерских услуг. Не так давно они были исключены из перечня услуг, подлежащих обязательной сертификации. Сделано это в соответствии с практикой западных стран, где все решает конкуренция. Предполагается, что неопытный косметолог и бездарный парикмахер не смогут найти себе место на рынке. А подавляющее большинство владельцев салонов и цирюлен проходят сертификацию добровольно, в целях повышения конкурентоспособности.

Однако у нас - иное дело, у нас редкостью является не халтурщик, а опытный и знающий специалист. Очереди добровольцев, желающих пройти сертификацию, почему-то нет, а услуги, оказываемые на их предприятиях, порой не выдерживают никакой критики. Впрочем, косо постриженные кудри - ерунда по сравнению с тем вредом, который может причинить малознающий косметолог.

- Возьмем ту же косметическую маску. Очищающая, смягчающая, успокаивающая из настоя трав, из самых простых биологически активных веществ не опасна ни для кого, - поясняет директор центра "Косметик-ТЕСТ", директор НИЦ "Косметология" Татьяна Маяцкая. - А ту, что содержит препараты клеточной косметики, вещества, обладающие сильно выраженным биологическим, корректирующим воздействием, без медицинского образования делать нельзя. Кроме того, никакой салон сегодня не обходится без аппаратной косметологии. Эти процедуры тоже далеко не всегда безобидны для всех и каждого, поэтому салон должен иметь медицинскую лицензию.

По словам Татьяны Маяцкой, косметология тесно связана с эстетической медициной, с одной стороны, и с бытовыми услугами, которые оказывают в парикмахерских, с другой. Нужно четко разграничить все три рыночные ниши. Сейчас же в этой сфере царит полный хаос. Требования Госстандарта и Госсанэпиднадзора не стыкуются друг с другом, есть противоречия между федеральными и региональными нормативами.

- Очень важный аспект - это обучение специалистов, - продолжает Татьяна Викторовна. - Учебные центры и курсы заполонили город. Но часть из них выдают дипломы, фальсифицированые под государственные, часть же не выдают вообще никаких документов. Уровень подготовки никем не определен, программы составлены кто во что горазд. Необходимо и здесь навести порядок, составить единый реестр надежных обучающих организаций, разработать программы и формы итоговых испытаний.

Словом, впереди большая работа. Чтобы выполнить все задуманное, а также в помощь создателям Технического регламента в России создана новая общественная организация - Парфюмерно-косметическая палата, учредителями которой являются Госстандарт, правительства Петербурга и Москвы.

Чтоб не пропасть поодиночке

Выше обозначены лишь некоторые проблемы, которые призван решить новый Технический регламент. Этот закон заменит кипы нормативов, правовых документов, ГОСТов, указов и рекомендаций. Он будет регламентировать все этапы жизни товара: сырье, изготовление, хранение, перевозку, реализацию, утилизацию...

И в Парфюмерно-косметической палате, и в других профессиональных ассоциациях и потребительских обществах, и, конечно же, в государственных организациях сейчас идет активное обсуждение проекта ТР.

- Замечания и предложения может направить каждый участник рынка. Интересы у всех разные, и общественное обсуждение помогает избежать перекосов, лоббирования позиции той или иной рыночной группы, - говорит заместитель генерального директора территориального органа Госстандарта России - "ТЕСТ" (ныне - генеральная служба по техническому регулированию и метрологии) Светлана Соловьева. - Вообще-то ТР создаются на самые разные виды продукции уже в течение почти года, с момента вступления в силу основного в сфере стандартизации закона - "О техническом регулировании". Важность общественных обсуждений велика - по их результатам немало проектов возвращено на доработку.

О Техническом регламенте на парфюмерно-косметическую продукцию специалисты в целом отзываются неплохо. Но есть и очевидно слабые места. Среди них, в частности, несовершенная система показателей, которые лежат в основе оценки безопасности. Наша система оказалась далекой от международных требований.

Большие сомнения вызывает новая форма подтверждения соответствия - декларирование. Если упрощенно: чтобы доказать надежность своего предприятия, готовность работать на должном уровне и с высоким качеством, экологическую безвредность и так далее, достаточно составить декларацию, в которой все это и пообещать. А затем собственноручно ее заверить.

- Эта схема может работать только при условии "прописанной" жесткой ответственности производителей. И административной, и уголовной, как на Западе, - поясняет Татьяна Маяцкая. - У нас же самый большой штраф в случае серьезнейших нарушений на производстве составляет около 1000 долларов. Так что можно безбоязненно декларировать все что угодно.

Конечно, общественное обсуждение не единственная инстанция, на которой выявляют недостатки ТР. Вслед за ней последует работа экспертной комиссии. Только после этого проект передадут российскому правительству, а затем в Госдуму.

Но тогда уже высказываться на сей счет будет поздно. А потому для всех заинтересованных в том, чтобы косметика и парфюмерия на наших прилавках были не только разнообразными, но и качественными, чтобы в парикмахерские и салоны можно было приходить без опаски, сообщаем сайт Госстандарта, на котором размещен проект Технического регламента на данный вид продукции: www.gost.ru.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости