РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ ОСВАИВАЕТ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Революционная технология "умных" ярлыков становится все более популярной

The Economist

THE ECONOMIST 26 июня 2004 года

Публикуется в соответствии с соглашением об эксклюзивной синдикации материалов в еженедельном журнале "Русский Фокус" на территории России

Уроки интернет-бума были изучены столь досконально, что продвижение любой новой технологии сегодня неизбежно сопровождается бесконечными предупреждениями со стороны аналитиков об опасностях чересчур активной рекламы и неизбежно наступающем разочаровании. Не стала исключением и технология радиочастотной идентификации (RFID), новая, супердешевая версия которой способна, как надеются ее разработчики, преобразить все вокруг - начиная с походов в магазин и заканчивая вооружением. Не успели радетели технологии RFID всполошить мир своими инновациями, как стали появляться сообщения об ужасающих ошибках и недосмотрах. Но, как бы то ни было, остается лишь удивляться тому, насколько точно раскручивание новой технологии отвечает ожиданиям потребителей.

Системы RFID состоят из считывающих устройств и "умных" ярлыков - крошечных микросхем, каждая из которых снабжена антенной. Ярлыки можно прикреплять к чему угодно - от пакетов с молоком до одежды пациентов в больницах. Получив запрос от считывающего устройства, ярлык передает ему всю информацию, записанную на микросхеме. В отличие от традиционного штрих-кода, для замены которого микросхема RFID и предназначена, каждый объект, к которому прикреплен ярлык, она наделяет уникальными идентификационными характеристиками (тогда как штрих-код описывает лишь класс, к которому принадлежит данный объект - например, банка колы). Компании надеются использовать RFID для отслеживания триллионов объектов, которые ежегодно перемещаются по миру самолетами, судами, в грузовиках, через порты и склады попадают на полки магазинов, а оттуда, через кассы, - в дома и офисы. Наладив подобный контроль за товарами, в конце концов можно будет экономить сотни миллиардов долларов ежегодно, так как повышается эффективность движения товара от производителя к потребителю, сокращается количество краж, уменьшаются затраты на оплату труда и требования к объему необходимых материально-производственных запасов. Правительства тоже не откажутся от использования RFID - в частности, для борьбы с контрабандой наркотиков или улучшения системы материально-технического обеспечения вооруженных сил.

"Умнее", чем стандартный штрих-код

Фирмы уже имеют опыт наклеивания "умных" ярлыков на некоторые товары, хотя и небольшой. Однако из-за дороговизны этих ярлыков еще совсем недавно ими снабжали только дорогие товары или те, которые часто похищают, - например, одежду знаменитых модельеров и компакт-диски.

В 2002 г. центр Auto-ID (организация, расположенная в Кембридже, штат Массачусетс, и объединяющая ученых и представителей бизнеса) разработал стандарт новой, удешевленной микросхемы RFID, вмещающей всего 96 бит информации - этого достаточно, чтобы присвоить каждому объекту в мире уникальный номер. При помощи считывающих устройств, встроенных в компьютерную сеть, этот номер можно использовать для просмотра детальной информации об объекте, описывающей его происхождение, дату производства и срок годности. Одновременно центр Auto-ID поставил перед производителями задачу изготовить ярлык стоимостью 5 центов. Некоторые новые игроки на рынке, в том числе Alien Technology и Matrics, заявили, что такая задача им вполне по силам. К новому изобретению возник огромный интерес, и все взялись рассуждать о перспективах массового спроса.

В июне прошлого года крупнейшая в мире розничная торговая сеть Wal-Mart потребовала от 100 своих ведущих поставщиков использовать "умные" ярлыки на поддонах и ящиках с товарами, поставляемыми в ряд ее гипермаркетов на севере штата Техас. (Впоследствии к поставщикам, действовавшим по принуждению, присоединились еще 37 добровольцев.) Крупнейшая розничная сеть Великобритании Tesco также решила воспользоваться новой технологией. Кроме того, в этом году о переходе на "умные" ярлыки объявили своим поставщикам немецкая сеть Metro и еще две американские - Target и Albertsons. 17 июня Wal-Mart сообщила, что распространит действие технологии RFID на 300 своих ведущих поставщиков и еще большее количество магазинов.

Крупным пользователем нового ярлыка становится американское правительство. В октябре прошлого года Пентагон заявил, что собирается потребовать от своих поставщиков использовать ярлыки RFID на ящиках и поддонах при поставках на склады ВС США. Пентагон ожидает, что его поставщики начнут работать с новой технологией к январю. Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов хочет, чтобы фармацевтические компании, оптовые и розничные торговые фирмы перешли на новую технологию RFID и с ее помощью боролись с контрабандой.

Alien Technology заявила, что ее нынешняя производственная линия позволяет собирать 2 млн микросхем в месяц. К концу этого года в компании будет построена производственная линия второго поколения, мощность которой составит 2 млрд микросхем в год. А к 2006 г. Alien Technology планирует ввести в эксплуатацию две производственные линии третьего поколения мощностью 10 млрд микросхем в год каждая. Сегодня при заказах объемом 1 млн штук Alien Technology продает свои ярлыки по цене 20 центов за штуку. С появлением изделий третьего поколения, говорит Том Паунд из Alien Technology, компания рассчитывает, что ее лучшие клиенты смогут заказывать готовые ярлыки по цене, близкой к пяти центам. Готовятся выйти на этот рынок и коммпании-производители с более звучными именами, такие как Texas Instruments и Philips.

Откуда же берется пессимизм? По большей части он проистекает из настроения поставщиков, которые чувствуют, что их заставляют финансировать проекты, благодаря которым деньги экономят не они, а розничные торговые сети. Wal-Mart например, использует "умные" ярлыки, чтобы отслеживать движение товара с того момента, как поставщик отправляет его со склада, через транспортировочные мощности и складские помещения, до того момента, когда из подсобных помещений товар поступает на полки супермаркета. А вот на поставщиков Wal-Mart обратит внимание, вероятнее всего, только если те допустят ошибку - и они находят в этом мало приятного.

Другая проблема связана с тем, что в отрасли пока отсутствует единый стандарт на микросхемы. Благодаря центру Auto-ID на свет появились два конкурирующих стандарта ярлыка. В настоящее время фирма EPCglobal одна из преемниц центра Auto-ID, работает над созданием единого стандарта второго поколения, который придет на смену двум прежним стандартам. Внутри самой EPCglobal число враждующих фракций производителей недавно сократилось с четырех до двух. EPCglobal обещала представить новый стандарт в конце этого месяца, что должно подстегнуть инвестиционный процесс.

С ростом капвложений цены должны упасть еще сильнее. Тем временем многие фирмы возлагают серьезные надежды на возможность контролировать с помощью маркировки запасы товаров, особенно в Европе, где повышение эффективности цепочки снабжения - едва ли не последняя возможность снизить себестоимость.

Британская розничная торговая сеть Marks & Spencer только что провела расширенный эксперимент, в ходе которого ярлыки RFID прикреплялись к мужским костюмам, рубашкам и галстукам. Такая маркировка позволяет розничным магазинам гораздо более точно, чем прежде, контролировать запасы товара и в конце каждого дня заказывать дополнительный товар, тем самым обеспечивая наличие на складе в любой момент времени товара каждого размера, фасона и цвета. Помимо повышения эффективности снабжения и хранения, розничные торговые фирмы надеются на то, что "умные" ярлыки помогут им увеличить объем продаж. Руководитель отдела RFID Marks & Spencer Джеймс Стэфорд приводит такой пример: покупатель может подойти с костюмом, снабженным ярлыком RFID, к специальной стойке и подобрать с его помощью подходящие рубашку и галстук. Г-н Стэфорд отмечает, что мужчины часто испытывают неуверенность, покупая одежду, и были бы благодарны за совет, но не любят просить помощи.

Но при этом фирмам придется подходить с осторожностью к проблемам, связанным с частной информацией. Паникеры из числа ревнителей неприкосновенности частной жизни, которые боятся, что детальная информация о совершенных ими покупках попадет в базы данных и может быть использована в неблаговидных целях, вынудили некоторые фирмы подкорректировать свои планы относительно RFID.

Тем не менее стремление воспользоваться этой технологией, как правило, остается и все больше воплощается в реальность. В австралийском казино Star City "умные" ярлыки уже используются для снижения расходов по чистке 80 000 комплектов фирменной одежды, которую носит персонал казино. В отделении скорой помощи Регионального медицинского центра округа Шелби (г. Мемфис, штат Теннеси) ярлыки используются для контроля за пациентами. В аэропорте Лас-Вегаса благодаря этой технологии удалось улучшить контроль за багажом, число пропаж сократилось, а безопасность повысилась.

По мере удешевления "умных" ярлыков спрос на них будет расти - с десятков миллиардов в 2006 г. и сотен миллиардов в 2009 г. до, возможно, триллионов штук несколькими годами позже. Когда цена снизится до долей цента, большинство организаций, сталкивающихся с теми или иными логистическими проблемами, должно быть, найдут ярлыкам еще более широкое применение. Некоторые из них когда-нибудь даже будут благодарны Wal-Mart за то, что она первой ввела их в эксплуатацию.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости