1 июля в УВД края прибывшие в Хабаровск представители МВД и Министерства экономического развития РФ провели совещание с сотрудниками милиции, в чью задачу входит борьба с угонами и кражами автотранспорта. Совещание было отнюдь не рядовым. Вместо призывов "совершенствовать борьбу" со злом московские гости привезли с собой образцы новейших технологий, которые, без преувеличения, сулят настоящую революцию в искоренении автоворовства.
Проблема эта назрела давно и остро. У Дальнего Востока своя специфика: автовладельцев здесь почти в два раза больше, чем в других регионах. В прошлом году в крае раскрываемость угонов и автокраж не дотягивала до 10 процентов. А о процветающей на этом поприще криминальной "индустрии" наша газета рассказывала не раз. В целом по стране ситуация не лучше. В прошлом году около 56 тысяч подозрительных машин поставлены на арест-площадки и не идентифицированы по сей день. В то время, как пострадавшие от автоворовства ждут - не дождутся своих похищенных экипажей.
Но, похоже, этому уголовному разгулу может быть положен предел.
Федеральная власть, озабоченная масштабами воровского бедствия, поручила Минэкономразвития найти новые подходы к решению проблемы. И результаты не заставили себя ждать.
В Австралии в недавнем прошлом была разработана система маркировки автомобилей "Дата Дот". Она не имеет ничего общего с обычными противоугонными средствами - от спутниковых сигнализаций до палки, привязанной к рулю. Ведь даже спутниковые датчики, как правило, эффективны лишь в пределах городской черты. Специалисты решили: человека можно безошибочно идентифицировать по отпечаткам пальцев и анализу ДНК. Отчего бы не придумать и для автомобилей нечто подобное.
Система "Дата Дот" - это специальная маркировка всех важных и дорогостоящих узлов автомобиля микроточками, содержащими ПИН-код - специальный номер, присвоенный машине. Технология нанесения точек такова, что уничтожить все (а их обычно используется до 10 тысяч) просто невозможно. Даже если машину сжечь или подвергнуть другим экстремальным воздействиям. Рассмотреть точку с ПИН-кодом довольно просто. Для этого создано простейшее подобие микроскопа, умещающееся в кармане. Можно изменить цвет авто, перебить номера, разобрать на запчасти - микроточки все равно безошибочно укажут на принадлежность машины или отдельного ее узла.
Как в свое время у дактилоскопии и анализа ДНК, у системы "Дата Дот" имелись свои противники. Но лучшим доказательством эффективности системы стала практика ее применения. В Австралии благодаря нововведению число угонов за год сократилось на 90 процентов. Сегодня маркировка микроточками применяется в США, Канаде, Англии, Голландии и других развитых странах. В феврале прошлого года тогдашний глава МВД РФ Б. Грызлов подписал распоряжение о внедрении системы "Дата Дот" в России. Сегодня она успешно применяется в ряде регионов страны. А в ближайшее время станет доступна и для дальневосточных автовладельцев.
По данным МВД РФ, отечественная организованная преступность, пожалуй, раньше всех оценила значимость новинки. Помеченная микроточками машина теряет для криминала свою ценность. Ее целиком или по частям можно сбыть в третьи руки, но при попытке зарегистрировать в ГИБДД,
техосмотре или просто на посту дорнадзора криминальная подоплека немедленно вскроется, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Говоря простым языком, "Дата Дот" - не сторожевой пес, охраняющий машину, а противоядие, отбивающее охоту воровать автомобили ввиду бесперспективности этого занятия.
Понятно, что система будет работать эффективно только при наличии полных и легко доступных для правоохранителей баз данных ПИН-кодов, заключенных в микроточках. Для создания действенной системы применения "Дата Дот" в Москве уже приобретена вся необходимая "умная" аппаратура, которая поступает в регионы. Проводится обучение специалистов для работы с ней. Все это скоро предстоит и в Хабаровском крае.
Естественный вопрос: а во что обойдется автовладельцу нанесение хваленых микроточек? Быть может, оно по карману лишь самым богатым? Отнюдь нет. Опуская приведенные на совещании экономические выкладки, скажем: система "Дата Дот" по стоимости вполне общедоступна. Эффективную для идентификации маркировку обеспечивают пять тысяч микроточек. Они, предположительно, обойдутся автовладельцу в 3-4 тысячи рублей. Если кто-то захочет пометить милый сердцу дорогой джип 10 тысячами точек, это будет стоить в пределах восьми тысяч целковых. А уж любители эксклюзива могут испещрить по желанию свой экипаж, как оспой. Это дороже, но ненамного продуктивней. Кроме того, предполагается, что страховые компании будут предоставлять владельцам машин, помеченных микроточками, большую скидку - вплоть до того, что второй год страхования может оказаться и вовсе бесплатным. Для сравнения: установка самой надежной - спутниковой сигнализации в Москве обходится около 3 тысяч долларов, да еще ежеквартальная оплата в 400 "зеленых".
Проблем с внедрением новой системы, конечно, не избежать. Пока предусматривается добровольный характер ее использования. А для пенсионеров значительные скидки. Но опыт "автогражданки" может подтолкнуть ведомства и к "принудиловке". Ведь "Дата Дот" эффективно противодействует воровству только тогда, когда она охватывает наибольшее число автовладельцев.
Пока предполагается, что ввозимые из-за рубежа иномарки будут помечаться прямо на таможне. А в подразделениях ГИБДД откроются дилерские пункты, где можно без проволочек промаркировать машину. Детали осуществления противоугонной акции еще предстоит проработать.