Ежегодно в супермаркетах мира, в том числе и в российских, пропадает товаров на десятки миллиардов долларов. Насколько велик "воровской налог", которым в результате облагаются честные покупатели?
ВОПРОС: ИЗОБРЕТАТЕЛЬ из ШТАТА КОННЕКТИКУТ СКОНСТРУИРОВАЛ УСТРОЙСТВО, СПОСОБНОЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ ВОРОВСТВО В СУПЕРМАРКЕТАХ. ЭТО МАЛЕНЬКАЯ ЧЕРНАЯ КОРОБОЧКА, КОТОРАЯ ТЫСЯЧИ РАЗ В ЧАС И ПРАКТИЧЕСКИ НЕСЛЫШНО ПОВТОРЯЕТ... ЧТО ПОВТОРЯЕТ?
ОТВЕТ: "Я ЧЕСТЕН. Я НЕ УКРАДУ. Если я УКРАДУ, то ПОПАДУ в ТЮРЬМУ". НАЗИДАТЕЛЬНЫЙ ШЕПОТ РАЗДАЕТСЯ НА ФОНЕ МУЗЫКИ и ДЕЙСТВУЕТ НА ПОДСОЗНАНИЕ.
Из ПЕРЕДАЧИ "БРЕЙН-РИНГ"
Официальной статистики по потерям наших супермаркетов нет. Однако частные оценки владельцев магазинов не сильно отличаются друг от друга. В среднем российские магазинные сети теряют за год на воровстве 1 - 2% от денежного оборота, или 5 - 10% от товарного оборота. Иными словами, чаще всего воруют недорогие товары массового потребления. Аналогична ситуация в большинстве развитых стран мира. Впрочем, размах иностранных воров в России просто не может быть достижим физически: только в США за год из магазинов исчезает товаров на 30 млрд долларов.
Ассоциации розничных торговцев чуть ли не ежемесячно проводят конференции по борьбе с нечистоплотными покупателями. Известно, что 10% покупателей изначально идут в магазин воровать, еще 5% посетителей супермаркетов - больные люди - клептоманы. Еще 15 - 20% покупателей хотя бы раз в жизни "забывали" оплатить товар. Остальная публика считается условно честной, хотя магазины без зазрения совести перекладывают именно на них потери от воровства. По разным оценкам, от 3 до 7% суммы в чеке - магазинная накрутка для покрытия этого ущерба.
Налог получается приличный, хотя покупатели даже формально последние, кого он должен был бы касаться. Персонал ворует в разы больше. В российском же случае по уровню мошенничества покупателей догоняют и поставщики продукции. Молоко с истекшим сроком годности или йогурт с нарушенной упаковкой либо останутся на прилавке, либо будут куплены и выброшены покупателем.
Что касается стран, где магазинное мошенничество процветает, то следом за США в этом сомнительном рейтинге идут хладнокровные норвежцы. Любопытный факт: в группу лидеров по магазинному воровству входят Греция, Португалия и Испания. Так что футбольную группу, в которой играла наша сборная на Евро-2004, можно вполне назвать "воровской", а в финал вышли самые "шустрые"...
***
Кто как обманывает
Как обманывают покупатели
1 Покупатель прячет товар в. упаковку из-под крупного товара. Кассир сканирует штрих-код упаковки, не проверяя, что находится внутри.
2 Покупатель берет в примерочную верхнюю одежду, кладет в карманы (рукава) мелкие предметы, а в примерочной перекладывает их к себе, предварительно сняв защиту.
3 Покупатель примеряет товар. в зале и в нем уходит (обувь, верхняя одежда).
4 Покупатель берет товар,. защищенный датчиками, в примерочную, ломает их, выносит товар из примерочной, предъявляя соответствующее количество контролеру. Затем прячет датчик в карман любой вещи в зале, прячет уже незащищенный товар и выходит из магазина.
5 Покупатель снимает штрих-. кодовую этикетку с дешевого товара и наклеивает на более дорогой.
6 Покупатель пытается получить возврат по чеку, забытому другими покупателями, за товар, украденный из зала.
Как обманывают кассиры
1 После пробития товара в кассе покупатель не всегда забирает чек. Кассир может сделать сторнирование ("ОТМЕНУ") чека и забрать деньги.
2 Если покупок много, кассир. может пробить один товар дважды. После ухода покупателя кассир делает чек на отмену пробитых дважды позиций и забирает деньги.
3 Покупатель использует для оплаты кредитную карту. Кассир запоминает ее номер и подпись покупателя и делает двойной слип. Позже он пробивает на эту карту другую покупку и забирает товар.
4 Кассир просто не пробивает часть покупок своего знакомого. Он может незаметно закрывать рукой штрих-код и имитировать сканирование.
5 Кассир может использовать. операцию "СКИДКА" не только на тот товар, на который она действительно действует.
6 Если магазин применяет. скидки для персонала или дисконтные карты, то кассир может использовать номера этих карт или скидки для продажи товара своей семье или друзьям.
Источник: Storescan
***
Где супермаркеты несут наибольшие потери
1. США
2. Норвегия
3. Греция
4. Португалия
5. Австрия
6. Испания
Источник: Британский фонд торговых исследований
С 2000 года магазинное воровство изучает авторитетный Европейский институт торговли. Его специалисты ежемесячно "снимают" показания в сотнях магазинов по всему миру. Типичный вор, оказывается, - это человек с активной жизненной позицией, посмотрите, что входит в сферу его интересов: презервативы, белье, батарейки и алкоголь. Примечателен разброс воровского коэффициента по группам товаров (см. таблицу внизу). Больше половины презервативов уходит из магазинов в виде бесплатных трофеев, а уж никак не проданной продукции. Зато алкоголь всегда находится под особым присмотром, и результаты налицо - менее 10% бутылок остаются неоплаченными (интересно, сколько из них выпивается персоналом супермаркетов?).
Европейский институт торговли оценил также эффективность использования различных антиворовских технологий. Как видно, самые совершенные методики на практике не могут гарантировать владельцу магазина полного решения проблемы: все равно минимум 10% товара уходит неоплаченным. Зато стоимость установки совершенных систем контроля встанет в копеечку. Иными словами, борется магазин с ворами или пускает все на самотек - честный покупатель заплатит в обоих случаях.
Графические материалы:
Диаграмма Кто больше ворует
Источник: Европейский институт торговли
Диаграмма Помогает ли охрана
Таблица Какие товары чаще крадут в супермаркетах