ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
СЕЙЧАС в Москве проходит "Форум безопасности дорожного движения-2005". В его рамках проводится Международная выставка технических средств безопасности дорожного движения.
Здесь есть что посмотреть и специалистам, и обычным посетителям. В конце концов должен ведь автовладелец знать, что нового в ближайшее время он увидит на дорогах, с чем столкнется при регистрации транспорта, какими средствами и способами будут выявлять его нарушения правил дорожного движения.
- По аварийности на дорогах Россия занимает одно из первых мест в Европе и необходимо принимать срочные меры по исправлению сложившейся ситуации, - заявил на пресс-конференции, предваряющей открытие выставки, первый заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимир Швецов.
Одной из таких мер, по мнению руководства МВД, и должны стать эти выставки, где непосредственно пересекаются представители правоохранительной системы, производители технических средств и систем, да и все остальные граждане.
Все в базе данных
Первое место, где я задержался надолго, - стенд Российского союза автостраховщиков (РСА). Уже давно говорится и рассказывается об информационной системе БДД-ОСАГО. Как она должна работать, примерно понятно. Количество различных схем электронного взаимодействия ГИБДД и страховщиков видел немалое. Но вот так попробовать руками, посмотреть, как она работает на практике, самому причаститься к ней - это впервые. Представляют все это разработчики программного обеспечения из Санкт-Петербурга. Обычный компьютер с GРRS-антенной. Одна из компаний по договору с МВД выделила шлюз для соединения с информационными центрами. И теперь с этого компьютера можно получить информацию по машинам или по их владельцам. Пока информационное взаимодействие отрабатывается, база неполная. Но уже какие-то данные можно получить. Задаем в поле фамилию, имя, отчество, нажимаем поиск... Повезло. Есть такой клиент в базе. Получаем информацию о его машине, о страховом полисе. Это удобно и для ГИБДД, и для страховщиков. Инспекторам регистрационных подразделений не надо будет дозваниваться до других регионов, чтобы выяснить историю машины, пришедшей к ним. У страховщиков заработает система бонус-малус: можно отследить аварийную историю машины.
А вот карманный ПК для инспектора. Пока их всего только сто штук по стране. На пробу, на отладку. Инспектору достаточно ввести в него либо ФИО водителя, либо номер машины и запустить поиск. Компьютер по GРRS-соединению связывается с Межрегиональным информационным центром, передает запрос, получает ответ, и через считанные минуты у инспектора на мониторе все данные на водителя и на его машину. Забил для интереса данные своей жены. Оказалось, что у нее очень много абсолютно полных тезок, тоже автовладельцев. Но тем не менее в ворохе информации и супруга была обнаружена, и данные проверены - все совпадает.
Сразу оговоримся, что доступ к этой информации предоставляется только после авторизации тем, кто имеет на это право.
Система уже частично работает, и разработчики предполагают, что уже в следующем году она будет использоваться повсеместно. Есть еще масса проблем. Например, ГИБДД в межрегиональные центры предоставляют информацию только о ДТП с пострадавшими, а мелкие аварии в информационную систему не попадают. Скорее всего эту базу придется пополнять самим страховщикам.
Отпечаток на мониторе
В день открытия гости - высокие чиновники из МВД - дотошно осматривали экспонаты. Один привлек их особое внимание. Небольшой прибор - в две ладони, наверное, с монитором.
Им можно отсканировать штрих-код на правах, сфотографировать документ или его владельца, можно стилетом набрать данные о транспортном средстве... Все это также можно отправить в информационный центр для того, чтобы сверить информацию. Если нарушитель есть в базе, вся информация о нем будет у сотрудника милиции.
Номера с чипом
Больше всего спросом у посетителей пользуются стенды, на которых изготавливают регистрационные знаки. Еще бы, здесь можно заказать сувенирный номер с собственным именем, например. Но представители фирм еще и радеют за безопасность номеров. То есть предлагают различные степени защиты. Говорят о необходимости разработки новых стандартов.
На одном из стендов представлен такой вариант номера. Красивый, с российским флагом чуть ли не по всему фону. С новыми, более изящными шрифтами и с четырьмя цифрами. Также к этому номеру полагается наклейка на стекло автомобиля со штрих-кодом и вмонтированным чипом. При необходимости инспектор может с чипа с помощью карманного компьютера считать информацию, убедиться в подлинности номера. А также узнать VIN машины, номер страхового полиса владельца, данные о водителе... В общем, много чего.
Впрочем, сами инспекторы не уверены в необходимости такого высокотехнологичного регистрационного знака. Во-первых, все это удорожает продукцию. Даже если стоимость номера такая же, каждому инспектору предоставь подобный прибор, научи с ним работать... А еще надо учесть, что при новом стандарте придется менять номера по всей стране и у всех транспортных средств, что тоже встанет в копеечку. К тому же с поддельными номерами не разъезжают постоянно по улицам, их устанавливают на раз, чтобы совершить преступление, затем снимают и ставят законные. Так что особого смысла в такой высокой степени защиты тоже нет.