Итоги недавних выборов в парламент соседней республики свидетельствуют: рост экономикисопряжен с укреплением демократии
Выборы в Мажилис (высший законодательный орган Республики Казахстан) стали ярким событием не только для граждан республики. Выборы оказались увлекательным зрелищем и для россиян, которым довелось понаблюдать за процессом и открыть удивительные вещи, опровергнувшие стереотипные представления о состоянии демократии в этой азиатской республике. И даже взглянуть по-новому на реформы в России, которые проводит президент Путин.
О партиях и лидерах
В выборах в Казахстане участвовали 12 партий. Самая популярная — партия «Отан» («Отечество»), лидер которой с 1999 года — президент Нурсултан Назарбаев. Это очень похоже на нашу «Единую Россию».
Учитывая, что выборы проводились на Востоке, где демократия молода, а административный ресурс традиционно силен, остальные партии должны были бы оказаться «декоративными». Но политборьба была нешуточной: за голоса народа с президентским «Отаном» сражалась даже партия дочери Назарбаева Дариги «Асар» («Всем миром»). Дарига — главный медиа-магнат страны: у нее несколько телеканалов, газет и радиостанций. Мощнейший медиа-ресурс, по силе сопоставимый с административным.
Третья партия, умеренно оппозиционная, «Ак жол» («Светлый путь»), состоит из бывших и богатых: в ней экс-министры, экс-вице-премьер и глава крупнейшего в республике «Казком-мерцбанка». По слухам, на собственный пиар партия «Ак жол». потратила 60 млн. долларов.
Из главных претендентов на место в парламенте — блок АИСТ (аграрно-индустриальный союз трудящихся, как бы партия малого бизнеса).
А самым парадоксальным оказался блок, объединивший ультраправых и ультралевых -«Оппозиционный союз коммунистов и ДВК». На главной улице Астаны я спросила у девушки-агитатора, какже могли подружиться политические противники?
- Это не обычные коммунисты, а демократические, — объяснила агитатор. — И ведь главное не с кем объединяться, а против кого.
Точно: против кого дружить - очень хороший стимул для чувств.
Об избирателях
Новинкой выборов-2004 в Казахстане стало электронное голосование — по штрих-кодам на удостоверениях личности. Обсуждение нового способа было настолько бурным, что штрих-коды на время даже оттеснили политическую борьбу партий.
- Это мудро — увести людей от борьбы между собой к борьбе с машиной, — полушутя объяснила мне глава ЦИКа Казахстана Загипа Балиева.
На «машину» ополчились и партии, и СМИ, и наблюдатели. Но за два дня до выборов власть сделала умный ход, сказав народу: голосуйте как хотите — «бумажным» способом, опуская бюллетени в урны (прозрачные), или электронным. У оппозиции были выбиты козыри. И что вы думаете - народ пошел голосовать электронным способом.
- В России тоже следовало бы присмотреться к электронному способу, — сказал мне глава миссии наблюдателей от СНГ Владимир Рушайло. — Многие избиратели, особенно в селе, пошли на участки, чтобы посмотреть, что это за штука такая?
На одном из участков электронным способом проголосовала 122-летняя бабушка.
А мне довелось побеседовать на участке в 33-й школе Алма-Аты с избирателем, который подозрительно долго задержался в кабинке для голосования.
- Не могли разобраться? — поинтересовалась я.
- Изучал, — объяснил избиратель, пенсионер Сат Токлакба-ев, неожиданно оказавшийся (ни за что не поверите!) экс-главой Комитета национальной безопасности Казахстана, экс-главой президентской охраны. -Все-таки у нас строится правовое государство, важно, чтобы была прозрачность жизни.
- Странно слышать от человека вашей профессии о прозрачности, — усомнилась я.
Экс-чекист рассмеялся:
- Совсем не странно. Мы ведь живем в стабильном Казахстане, где нет ни взрывов, ни терактов. И голосуем за спокойное и стабильное будущее.
Многие люди говорили: нам не надо богатства — лишь бы у нас не было терактов.
Казахстанский путь
Невероятно, но многие российские реформы, недавно озвученные Путиным, в Казахстане уже прошли. Да что там, такое ощущение, что в основу своих планов российская власть положила казахстанскую модель. Не зря, видимо, Путин так часто встречается с Назарбаевым.
- Не надо перекладывать все, что делает сейчас президент Путин, на модель успешного западного государства: России сейчас нужна сильная власть, - заметил в беседе со мной глава администрации президента Казахстана Имангали Тасма-гамбетов.
Глав регионов (акимов) в Казахстане назначает Назарбаев. Есть намерение перейти к выборности акимов поэтапно. Сначала, к примеру, местные представительные органы будут выбирать акимов районов. А через время — и акимов областей.
Пенсионная и льготная реформы проведены в республике задолго до того, как к ним пришли в России.
Рост ВВП в Казахстане за последние четыре года составил от 9 до 13 %. Президент Назарбаев поставил задачу удвоить ВВП к 2010 году, а его партия «Отан» решила, что страна вполне способна справиться с этой задачей к 2009 году.
Средняя зарплата в республике — 210 долларов (для Казахстана очень неплохо — цены там намного ниже). Четыре года страна не знает, что такое невыплаты зарплат и пенсий.
Но самое главное - в Казахстане за 13 лет независимости не пролито ни капли крови в межнациональных конфликтах, нет межнациональных проблем. Партии, которые пытались положить в основу программ какие-то национальные вопросы, были отвергнуты самим народом.
На выборах в Мажилис партии должны преодолеть 7-процентный барьер — у нас в России эта норма, видимо, будет введена на парламентских выборах 2007 года.
- Зачем Казахстану вообще нужна демократия? — задала я главе администрации президента Казахстана «провокационный» вопрос. Может, другому казахстанскому чиновнику и не задала бы, но Тасмагамбетов - политик современный, умеющий общаться с прессой, в нем удивительно сочетаются восточная, ™»™« мудрость и абсолютно европейский стиль. Его мой вопрос нисколько не смутил:
- Демократия — составляющая часть благополучия страны. Мы не можем внедрять ее революционным способом, мы сыты революциями. Мы должны постепенно вживаться в демократию, учитывая наши традиции, экономическую ситуацию. Европа нередко относится к Азии как к пугающей, загадочной части света. Если азиатская страна стремится к демократии — Европе нередко видится в этом восточная хитрость. Мол, вы поиграете с нами, а потом снова встроитесь в азиатские системы. Европе трудно нас понять, но ведь она-то шла к демократии 200-300 лет.
О наблюдателях
Не все европейские наблюдатели положительно оценили результаты выборов. Хотя наблюдатели от СНГ признали их «легитимными, свободными, транспарентными».
Накануне выборов мне удалось увидеть так называемый промежуточный отчет миссии наблюдателей от ОБСЕ, возглавляемой Робертом Берри (он наблюдал и за выборами в России). Господин Берри в Казахстане проявил себя как истинный борец за права женщин
- феминистки всех стран и народов могут рукоплескать ему. «Хотя некоторые женщины занимают значимые посты в партиях, только 16% кандидатов являются женщинами, — написано в отчете. — Два министра в правительстве являются женщинами. Председатель ЦИК Загипа Балиева является женщиной». Последнее заключение вызвало у главы ЦИКа немалое веселье.
- Мне звонили министры и уточняли: «Загипа, как наблюдателям от ОБСЕ удалось выяснить, что ты — женщина? » — рассказывала Балиева.
К слову, полномочий у главы ЦИКа Казахстана намного больше, чем у его коллеги в России Александра Вешнякова. В Казахстане глава ЦИКа следит за этикой и дисциплиной депутатов. И шлет им письма типа: «Вы пропустили заседание» или «Если бы вы опоздали на работу, были бы наказаны. Что позволяет вам опаздывать на заседания Мажилиса? »
Но вернемся к наблюдателям. В VIР-зале аэропорта Астаны увидела забавную сцену. Наблюдатели от ОБСЕ в ожидании самолета попивали коньяк и смотрели себя в новостях. Смеялись и много курили, несмотря на крупную табличку «No smoking! ». И правда, разве разглядишь такую мелочь в борьбе за демократию и права человека в чужой стране?
Что выбрали казахстанцы?
Почти 60% избирателей проголосовали за президентскую партию «Отан». За ней с большим отрывом — «Ак жол». Третьей пришла партия Дариги Назарбаевой «Асар». Четвертым
- блок «АИСТ». Остальные партии, в том числе и «оригинальный» блок коммунистов и демократов, 7-процентный барьер не преодолели. Хотя в одномандатных округах победили кандидаты от разных партий.
Президент Нурсултан Назарбаев голосовал в Астане одновременно с Даригой (она пришла со своей младшей четырехлетней дочкой). Подумалось, что это пиар-ход: несмотря на политические разногласия, семья все же вместе. Но оказалось, что Дарига приехала в Астану из Алма-Аты, чтобы сопровождать супругу президента Южной Кореи, который находился в Казахстане с официальным визитом.
Президент опустил бюллетень в прозрачную урну и подошел к внучке. Девочка объявила дедушке, что пойдет. в океанариум.
- А меня возьмешь? — спросил Нурсултан Абишевич.
- Не-а! — заупрямилась Венера. — Одна пойду!
Может, через несколько лет в Казахстане родится еще одна партия?
Москва — Астана - Алма-Ата — Москва.
***
фото: Новинкой выборов-2004 в Казахстане стало электронное голосование.