У ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ существует такой термин - "главный ход". Он означает главную линию движения поездов. Сейчас, образно выражаясь, таким "главным ходом" для людей, обслуживающих стальные магистрали, является путь реформ.
В прошлом году транспортники сделали важный шаг по этому пути - разделили функции государственного и хозяйственного управления стальными магистралями. Была образована компания "Российские железные дороги" , а Свердловская железная дорога стала филиалом ОАО "РЖД" , Нельзя не отметить, что реформы идут СвЖД на пользу. Как подчеркивает руководство дороги, объем перевозок по ней в 2003 году вырос на 11 процентов, причем впервые за последние годы увеличился пассажирооборот - на 3,4 процента. Хорошие перспективы у СвЖД и на этот год. Естественно, продолжатся здесь и реформы.
Но жителей области больше всего интересует не то, насколько вырастет масса грузов, переброшенных транспортниками с места на место, а то, какие новые услуги предложат рядовому пассажиру железнодорожники в этом году, как они смогут скрасить людям путешествие.
Вот что думает по этому поводу начальник СвЖД Александр Мишарин. По его словам, программа развития "пассажирского комплекса" дороги будет реализовываться в двух направлениях. Во-первых, будут расти количество и качество пассажирских поездов. В прошлом году, к примеру, появились три новых фирменных поезда. Одним из них стал "Демидовский экспресс" - поезд, который впервые пошел из Екатеринбурга в Санкт-Петербург. В этом экспрессе внедрены многие технические новинки, например, космическая связь. Много там сделано и для того, чтобы создать хорошие условия пассажирам-инвалидам. Повышенный комфорт обеспечен путешественникам и в другом фирменном поезде дороги "Ямал" , который стал ходить из Нового Уренгоя в Москву и обратно через Екатеринбург.
Второе направление работы с пассажирами, по словам А.Мишарина, - открытие скоростного движения пригородных поездов. Совместная работа с регионами позволила СвЖД наполовину обновить парк электричек. А в прошлом году дорога начала эксплуатировать новые комфортабельные электрички - на участках от Екатеринбурга до Кургана, Нижнего Тагила, Тюмени, Челябинска. (Эти поезда, как правило, имеют вдвое большую заполняемость, чем обычные электрички). Подобную работу транспортники продолжат и в этом году.
Нынче на Свердловской дороге ожидается много неординарных событий. Например, открытие беспересадочного движения на линии Екатеринбург - Берлин! Правда, по словам начальника СвЖД, для организации этого движения нужно приобрести специальные вагоны, осуществить некоторые другие мероприятия. Кстати, этот проект получил путевку в жизнь после недавней встречи на высшем уровне в Екатеринбурге президента России В.Путина и канцлера Германии Г.Шредера. Вскоре будут реализовываться и другие документы, подписанные на этой встрече, - станут продлевать до Екатеринбурга международный транспортный коридор, строить в столице Среднего Урала логистический центр и так далее. Кроме того, на Свердловской дороге в будущем году будет реализовано еще много нововведений. Появятся, к примеру, различные типы новых вагонов - бизнес-класса и прочих.
Но ведь многие новые услуги транспортников рассчитаны на граждан с не тощим кошельком. А как облегчить переезды малообеспеченным гражданам? Будут ли железнодорожники расширять круг льгот, например, для садоводов?
Но А.Мишарин считает, что льгот пассажирам предоставлено уже довольно много: "Так, абонементы на проезд в электричках в 4 раза дешевле, чем основной билет. Льгота солидная!" Поэтому новых льгот для пассажиров дорога пока не предусматривает.
Короче говоря, планов у железнодорожников много. Но для их осуществления транспортникам нужна поддержка властей, различных организаций и так далее. Взять хотя бы очень важный для жителей области проект пуска электрички из Екатеринбурга до аэропорта Кольцово.
Многие из тех людей, перед которыми распахивались эти "воздушные ворота" области, убедились, как отвратительно организовано мэрией Екатеринбурга движение общественного транспорта в Кольцове. Ночью его в аэропорту практически не сыскать, и пассажирам приходится тратить большие деньги (и подвергать опасности свою жизнь), отправляясь домой "на частнике".
Поэтому, когда пару лет назад власти Екатеринбурга заговорили о плане (особенно громко разговоры велись, естественно, в период недавних выборов мэра города) организации движения в аэропорт электрички, многие жители области, летающие самолетами, вздохнули с облегчением: "Наконец-то доставка пассажиров в Кольцово мэрией Екатеринбурга будет налажена - железнодорожники помогут".
Но, оказывается, именно власти Екатеринбурга и являются главным тормозом этого проекта. Как сообщил А.Мишарин, транспортники уже много сделали для пуска электрички в аэропорт - к примеру, начата электрификация путей в районе Уктуса. Но для организации движения поезда в Кольцово следует также обустроить подходы, остановки, посадочные места. И в этом транспортникам должны помочь городские и другие власти.
- Я об этом проекте говорю уже два года, - напоминает начальник СвЖД. - Мы обращались по этому поводу к мэру Чернецкому. Пока проект в реальную программу администрации города не вырос. Будет там работа начата в 2004 году, мы будем в ней участвовать.
Так что железнодорожники могли бы еще больше приблизить направление своего "главного хода" (пути реформ) к интересам простого человека. Но этому мешает инертность некоторых чиновников.