Тема, которой посвящен этот выпуск, с одной стороны, весьма важна для любых систем качества, а с другой - довольно редко затрагивается в публикациях журнала. Речь идет о "логистическом менеджменте". Как обычно, начнем с русскоязычных сайтов. Поиск в "Google" по ключевым словам "логистический менеджмент" дал всего 346 ссылок. Вот наиболее информативные из первой полусотни.
Конспект лекций авторов Б.А. Козловского, Э.А. Козловской, Н.Т. Саврукова можно посмотреть на странице http://book.vsem.ru/binfo.asp?cod=125643.
Программа практического семинара "Функциональный логистический менеджмент" размешена на странице www.aniclass.ru/semfunclogist.htm.
Программа дисциплины "Бизнес-логистика" со списком литературы находится на странице www.fem.spbstu.ru/machinejbusineslog.html.
Оглавление книги В.И. Сергеева "Логистика в бизнесе" можно найти на страничке www.cia-center.ru/cc/liter/describe/p2sl.html. Статья "Проблема подготовки логистических менеджеров" того же автора, опубликованная в журнале "Логинфо" , находится на страничке www.cfm.ru/press/loginfo/2001-04/74-76.shtmI. На том же сайте размешен архив журнала "Логинфо" до 2001 г. - www.cfin.ru/press/loginfo/. Однако этот ежемесячный журнал имеет свой сайт, где, на мой взгляд, более удобно с ним ознакомиться, - www.loginfo.ru/. В частности, оказалось, что девятый номер журнала за 2003 г. был посвящен проблемам качества ("Логистика и качество"). Анонсы статей этого номера размещены на страничке www.loginfo.ru/archiv/ anons/2003/anons9.html. Правда, не все статьи имеют электронную версию. Среди тех, которые ее имеют, статья А.М. Дреничева "Управление качеством в транспортной логистике" - www.loginfo.ru/htdocs/archiv/2003/9/16.html. В ней президент транспортной компании "Юни-Транс" рассказывает о внедрении системы менеджмента качества, соответствующей требованиям стандарта ИСО 9001:2000. Для доступа к этому файлу необходимо зарегистрироваться (бесплатно) на сайте. На страничке www.loginfo.ru/htdocs/archiv/2003/9/28.html в разделе "Новостей" сообщается о том, что в августе 2003 г. между "ТЮФ Интернаци он ал ь Рус - Предпринимательской группой ТЮФ Рейнланд Берлин Бранденбург" и Коммерческим информационным аналитическим центром было подписано генеральное соглашение о помощи российским предприятиям в построении и сертификации систем менеджмента качества.
Международный центр логистики имеет адрес www.mclog.ru/about.shtml.
Программа семинара "Логистический менеджмент" размещена на странице www. uniclass. ru/semlogmen .htm.
Далее проводился поиск по ключевому слову "логистика". Он дал 158 тыс. ссылок. Среди них журнал "Логистика" - www.ropnet.ru/logistika/.
Дискуссия по логистике - на уже не раз встречавшемся нам сайте "E-xecutive" - www. e -xecutive.ru/disc ussions/forum_ TO 677/.
На сайте консалтинговой группы "БИГ" размешены три статьи по логистике - www.big-group.ru/logistics/logistics.htm.
Далее был проведен поиск англоязычных источников. Сначала по ключевым словам "Logistics Management". Это дало 6440 ссылок. Группа немецких компаний "HOYER" на страничке www.hoyer-group.com/logistikE/ предлагает большое и разнообразное меню по разным аспектам логистического менеджмента.
Бесприбыльная всемирная организация - Совет по логистическому менеджмент}'', созданная в 1963 г., предлагает воспользоваться материалами сайта www.clml.org/. В частности, на страничке www.clml.org/Resource/default.asp того же сайта размещены 17 статей в формате .pdf по данной тематике. Среди них лично меня больше всего заинтересовала статья на страничке www.clml.org/media/cm_files/ 2000toyota.pdf, в которой рассказывается о том. как компания Toyota Motor Manufacturing, Indiana, Inc (TMMI) решала проблему выбора оптимального типа контейнера, предназначенного для доставки частей и материалов от поставщиков.
Далее, так же, как и в случае поиска в русскоязычном "Google" , проводился поиск по ключевому слову "Logistics". Здесь обнаружилось 3 млн 450 тыс. ссылок. Вот наиболее интересные из нескольких первых десятков.
Сеть производителей - www.manufacturing.net/ - на странице "Журналы" имеет раздел "Логистика" - www.manufacturing.net/?layout=Magazines_V2693. в котором размешено 10 статей по данной теме. Среди них:
Supply Chain Management Review (Управление цепями поставок - обзор) - www. m anufacturing.net/scm;
Industrial Maintenance and Plant Operation (Обслуживание производства и заводские операции) - www.impomag.com/;
Logistics Management (Логистический менеджмент) - www.manufacturing.net/Im.
Институт логистики и транспорта имеет сайт www.iolt.org.uk/pages/home.
Международное общество логистики имеет сайт www.sole.org. Его Европейское отделение включает отделение в России, адрес которого - www.soleurope.org/russia/ english/russia-general. htm.
Раздел логистики в виртуальной библиотеке находится по адресу www.logisticsworld.com/logistics/.
Американское общество транспортировки и логистики имеет сайт www.astl.org/.
Институт логистического менеджмента имеет сайт www.lmi.org/default.asp.
Наконец, журнал Logistics Information Management (Управление информацией в логистике), находящийся в электронной базе Эмеральд, о которой в наших выпусках рассказывалось неоднократно, имеет вот такой длинный-предлинный адрес: http://zerlina.emeraldinsight.com/vl=3287380/cl=91/nw=l/rpsv/cw/www/mcb/09576053/ contpl-l.htm. Для не имеющих подписки читателей доступно оглавление 65 номеров журналов (с 4-го по 16-й том).
***
Немного новостей
Журнал "Секрет фирмы" опубликовал интервью с Томом Питерсом - одним из наиболее популярных на Западе консультантов по современному менеджменту: www.sf-online.ru/article.asp?OID=CE2289B2-B487-4813-9B18-7B8AC7A2A9F0& sectionOID=98D73C12-E24E-4540-86CO-F5CDDFA54F6C&rubricOID=&pubOID= DA293528-391A-440F-B26A-C6CB81401B00. Интервью вышло под заголовком "Сегодня нужны люди, обладающие незашоренным мышлением".
На сайте BKG опубликован материал под названием "Секреты применения BSC от Роберта Каштана" - www.bkg.ru/cgi-bin/article_detail.pl?id=856. В нем Р. Каплан, который планирует провести в марте семинар в Москве, ответил на вопросы читателей журнала "Секрет фирмы" , а также посетителей сайтов e-xecutive.ru и ione.ru.
Этот материал заканчивается ответом на вопрос о применимости сбалансированной системы показателей для России в целом.
На том же сайте чуть раньше был опубликован реферат статьи Г. Хэмела и Л. Вэликангас "В поисках упругости" - www.bkg.ru/cgi-bin/artide_detail.pl?id=837. В нем говорится о том, что в современных условиях успех корпорации определяет- , ся ее "упругостью" , под которой авторы понимают "способности динамически изменять основные модели и стратегии бизнеса по мере изменения обстоятельств". Еще одна информация с того же сайта, наводящая на размышления, особенно в свете регулярно пропагандируемых в журнале "Методы менеджмента качества" идей доктора Э. Деминга. В заметке А. Чернова "Соревнование как способ мотивации" www.bkg.ru/cgi-bin/article_detail.pl?id=821 рассказывается о стимулировании рабочих бригад по методу "Джек Пот". Через год после введения этой системы производительность труда выросла на 30%. Но, и это отмечено в том же материале, -отношения между бригадами в результате внедрения данной системы заметно обострились. Так что, думайте сами, решайте сами...
В рамках реорганизации, запланированной компанией Sony, в течение ближайших трех лет штат корпорации планируется сократить на 20 тыс. служащих (13% от нынешнего состава) - www,osp.ru/news/events/2003/ll/03_02.htm.
Интересная статья С. Доргана и Дж. Дауди была сравнительно недавно опубликована - www.mckinseyquarterly.com/artide_abstract.asp?ar=1234&L2=l&L3=24 - в ежеквартальном обозрении McKinsey. Ее тема: "Как хороший менеджмент повышает производительность". В статье описаны результаты исследования связи между качеством менеджмента и результативностью компаний. Исследование проводилось хорошо известной в мире компанией McKinsey во Франции, Германии, Великобритании и США. Качество менеджмента оценивалось по степени использования таких инструментов, как минимизация потерь, поддержка талантов, система вознаграждений. Обнаружена тесная положительная корреляция между оценкой качества менеджмента по этим параметрам и производительностью, а также финансовыми результатами компаний, причем эта связь тем сильней, чем сильней конкуренция в соответствующей области.
В декабрьском номере "Quality Digest" хорошо известный нашим читателям Дж. Хэррингтон выступил с заметкой "Впрягаясь в изменения" - www.qualitydigest.com/dec03/columnists/jharrington.shtml. В ней он пишет, что за последние 20 лет системы менеджмента прошли через три стадии: всеобщий контроль качества, всеобщее управление на основе качества и самоуправление. На этой третьей стадии, по мнению Дж. Хэррингтона, взаимное доверие между менеджментом и работниками достигает такой стадии, когда контроль за работниками становится излишним и организационная система функционирует в условиях самоконтроля на всех уровнях, что и открывает путь к достижению совершенства в бизнесе.
В январском номере того же журнала на страничке www.qualitydigest.com/ приведено оглавление информационного справочника по качеству за 2004 г. Это просто перечень файлов в формате .pdf, содержащих информацию по тому или иному вопросу. Например, "Директория программного обеспечения по ИСО 9000" - www.qualitydigest.com/pdfs/0104QD-ISOSof.pdf - содержит четыре страницы, на которых мелким текстом приведены адреса, телефоны и wеb-адреса фирм, постав-ляющих соответствующие программы. В этом перечне, кроме темы "ИСО серии 9000" , есть такие темы, как СУП (SPC), метрология, концепция "Шесть сигм" и т. д.