Фа российский рынок строительное подразделение французской группы Bouygues - Bouygues Construction - пришло еще 15 лет назад: в 1988 г. они строили глазную клинику профессора Федорова в Москве. За годы работы в России компания успела реализовать лишь несколько региональных проектов - реконструировала аэропорт в Казани и построила нефтяной терминал в Новороссийске. Генеральный директор Bouygues Construction по РФ и странам Восточной Европы Жак Пеллетье (Jacques Pelletier), посетивший Екатеринбург на прошлой неделе, рассказал "Деловому кварталу" о планах внедрения компании на строительный рынок города.
Bouygues Construction строит все - от жилых домов, коттеджей и магазинов до аэропортов, стадионов и метро. В Екатеринбурге компания намерена начать с гостиниц, транспортно-логистического центра и торговых площадей. Возводить объекты собираются руками местных строителей. А задача французов, по словам г-на Пеллетье, - привезти на Урал собственную систему управления проектами и обеспечить финансирование.
- Екатеринбург интересен нам как центр промышленного региона с высокими темпами развития. Я считаю, что мы можем делать интересные и конкурентоспособные предложения и инвесторам, и местным девелоперам. Конечно, основная деятельность компании Bouygues Construction - строительство, но выступать в качестве застройщиков мы не будем, нам это не столь интересно. Ваши строительные фирмы прекрасно умеют работать. Качество вполне нас устраивает. При прочих равных условиях екатеринбургские организации имеют больше шансов выиграть тендеры. Мы же собираемся предложить что-то новое, разработать проекты, которые имеют большую ценность по сравнению с аналогами местных фирм.
- Что понимается под "большей ценностью"?
- Мы оптимизируем сам процесс реализации проекта с финансовой, технологической и юридической точек зрения. Для этого необходимо разработать совокупную концепцию - связать воедино проектирование, строительство, дальнейшую эксплуатацию, привлечение средств. Важна не только стоимость собственно строительства, но и величина последующих расходов на весь срок его эксплуатации, то есть на 20-30 лет. А мы давно и успешно занимаемся эксплуатацией и техобслуживанием различных объектов, в том числе крупных - скажем, стадиона под Парижем или спортивной арены в Будапеште. Если правильно рассчитать и учесть эксплуатационные расходы, в дальнейшем не придется зря тратиться на электроэнергию, охрану, обслуживающий персонал и так далее. К тому же международные капиталы можно привлечь лишь в том случае, если будет гарантия, что объект построят с максимальной экономией, точно в срок и с соблюдением мировых стандартов качества. Ведь многие инвесторы, которых мы приглашаем, не знают Россию. А для более сложных и крупных проектов необходим финансовый инжиниринг.
- А сколько можно сэкономить благодаря оптимизации строительства?
- Тут дело даже не в проценте экономии. Важно - имеет ли инвестор гарантию, что его проект будет работать, что он получит его в нужное время, что вложения окупятся. Собственник хочет, чтобы условия составленного на первом этапе бизнес-плана были в точности выполнены.
- Известно, что соблюдение сроков - слабое место наших предприятий. Как вы решаете эту проблему?
- На мировом рынке требования по выдерживанию сроков - так же, как и стандартов качества - очень жесткие и общие дня всех. Мы работаем в Индонезии, в Малайзии, в Сингапуре, на Кубе, в Туркменистане, в Гонконге, в странах Африки. Причем всегда сотрудничаем с местными организациями. Рабочая сила, конечно, тоже не французская - кубинцы, малазийцы, англичане. Все имеют свои преимущества и недостатки. Соблюдать сроки и строить в соответствии с международными стандартами нам удается благодаря аккуратности и качеству управления. И в Екатеринбурге наша стратегия та же - мы предлагаем местным предприятиям работать под нашим управлением. Bouygues Construction, со своей стороны, привлекает инвесторов и приносит новые технологии производства. Наша задача - найти партнеров на местах, заключить с ними договоры для реализации проектов.
- Дизайнеров, проектировщиков это тоже касается?
- Концепции объектов мы делаем сами. А рабочее проектирование поручаем уже российским организациям. Они хорошо знают федеральные и региональные нормы, стандарты, требования, законодательство. По этой схеме мы работаем и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и на Сахалине. Думаю, сможем и в Екатеринбурге. Могу сказать, что мы встречались с некоторыми людьми, которые представляют большой интерес. Но называть их я бы не хотел - пока рано.
- Вы выделили три приоритетных направления своей деятельности в Екатеринбурге - гостиницы, логистика и торговые центры. Объясните свой выбор.
- Мне удалось встретиться с представителями городской и областной администрации, в частности с г-ном Тарасовым, заместителем председателя правительства области, и с г-ном Смирновым, первым заместителем главы города. Я познакомился со Стратегическим планом развития Екатеринбурга до 2015 г. То, что я успел увидеть за два дня и узнать во время встреч, подтверждает наши выводы: Урал может быть платформой, новой базой для дальнейшего развития деятельности Bouygues Construction в России. Пока я просто отметил для себя несколько проектов, где мы можем делать более выигрышные предложения, чем местные предприятия. Это как раз гостиничная сфера, крупные торговые объекты и логистические центры - логистика только начинает развиваться в России. Кроме того, я разговаривал и с министром по физической культуре спорту и туризму г-ном Вагенлейтнером. Мы собираемся также принять участие и в развитии сети спортивных сооружений.
- Как вы оцениваете емкость екатеринбургского рынка ?
- На транспортно-логистические центры международного уровня, например, в России спрос необычайно высок - их в вашей стране пока просто нет. Эксперты прогнозируют, что на протяжении ближайших пяти лет России будет требоваться по миллиону квадратных метров логистических центров в год.
Что касается Екатеринбурга, сами мы оценок пока не делали. Судим по тому, что нам сказали в администрации. По информации г-на Тарасова, одних только гостиниц городу требуется 40 штук (1). Их не построить за год. Наверное, работы хватит лет на 10-15. Я не могу поручиться, что отелей будет именно 20, 40 или 50. Могу лишь сказать, что потребность в них есть. Давайте построим два-три, а потом посмотрим.
- С чего планируете начать?
- Нам показали несколько площадок дли строительства гостиниц, их эскизные проекты. Место, где будет логистический центр, я пока не видел. Зато рассмотрел три интересных проекта отелей и один - комплексного центра, состоящего из гостиницы, офисов и торговых площадей. На мой взгляд, они достойны внимания иностранцев. Мы знаем, что некоторые международные гостиничные операторы хотят развивать свое дело в России. К нам уже обращались с просьбой оказать им содействие.
- Гостиничные сети Accor и Radisson уже объявили о своем намерении строить отели в Екатеринбурге. Вы будете сотрудничать?
- Мы можем подключить их к проектам, если сами компании изъявят такое желание. А вообще, заинтересоваться может и Hilton, и любой другой оператор.
- Какого уровня гостиницы вы планируете строить?
- Те, что вам нужны. По словам местных властей, в городе есть потребность в трехзвездочных отелях с номерами по доступным ценам. Значит, такие проекты и будем разрабатывать.
-Пытались ли вы оценить, какой объем инвестиций Bouygues Construction сможет привлечь в регион ?
- Если говорить о гостиницах, проекты были стоимостью от S20 млн до $30 млн. Был комплексный вариант из гостиницы, офисных помещений, магазинов - до $60 млн. Это, конечно, очень приблизительные цифры, они подлежат дальнейшему уточнению.
1- Как писал "ДК" в N25 от 7 июля 2003 г., потребность в гостиничных местах, по разным оценкам, составляет от 3 865 (по нормативам СНиП) до 16 750 (по прогнозам специалистов "Маркетинг Дизайн Центра"). Если считать, что средняя гостиница строится на 100 мест. юроду необходимо от 39 до 168 отелей.
Обратная связь: baranchikova@apress.ru