УОМЗ ПРОДАЕТ НЕДВИЖИМОСТЬ НА АУКЦИОНЕ
Андрей Чиж, начальник управления по правовым вопросам ФГУП ПО "Уральский оптико-механический завод":
- Одна из целей, которую мы преследуем при управлении активами - объектами основных фондов, - снизить издержки на их содержание. Это достигается различными способами, в том числе и путем избавления от непрофильных для нас производств. Сэкономленные таким образом деньги мы направляем на развитие производства и модернизацию оборудования.
В свое время у нас имелись производственные площади недалеко от центра города. Когда объем оборонного заказа сократился, производство сконцентрировалось на основной промышленной площадке, дабы оптимизировать использование оборудования. В результате несколько зданий пустовало, но нам все равно приходилось платить за их содержание - налог на имущество, плата за землю, расходы по капитальному и текущему ремонту, коммунальным платежам, плата за электрическую энергию и энергоносители. Это было нерационально, и мы решили выставить эту недвижимость на аукцион. Кто предложил наибольшую цену - тот и купил. За счет средств, вырученных от продажи этих площадей, мы обновили некоторые технологические линии.
Одним из способов, который мы использовали для оптимизации издержек, явилось создание на базе непрофильных для нас производств самостоятельных юридических лиц (мы имеем определенную долю в их уставных капиталах). Отношения с этими фирмами строятся на основе договоров, максимально учитывающих интересы завода. Речь идет о таких областях, как строительство, деревообработка, транспортные услуги.
Когда-то у нас была своя больница. Но потом мы сделали акцент на развитии собственной медико-санитарной части, так что содержать еще и больницу стало нецелесообразно - передали ее на баланс города.А денежные средства, направляемые ранее на содержание больницы, идут на развитие собственной поликлиники: сейчас по уровню оказываемых услуг она одна из лучших в городе.
Небольшую часть площадей мы сдаем в аренду. Арендаторы несут затраты по содержанию помещений и оказывают нам услуги на выгодных для нас условиях. Если соображения выгоды требуют пустить на нашу территорию сторонние организации, мы делаем это. Конечно, они соблюдают внутриобъектный режим и все требования по безопасности, которые мы им предъявляем.
Мы стараемся также оптимизировать количество земли, используемой предприятием, избавляемся от лишних участков. Что-то уходит в муниципальную собственность, что-то остается в федеральной. Некоторые участки переоформлены на собственников зданий, расположенных на этой земле. Такая работа позволяет нам существенно уменьшить свои затраты.
***
НА УРАЛМАШЕ АУТСОРСИНГОМ ЗАНИМАЮТСЯ СЕРЬЕЗНО
Евгений Пакерманов, директор по финансам и экономике ОАО "Уралмашзавод":
- На наш взгляд, "Уралмашзавод" должен оставаться машиностроительным предприятием, имеющим в своем составе несколько основных переделов: механообработку, сварочное производство, сборочный передел и часть термического передела, - то есть все, что необходимо для выпуска машиностроительной продукции полного цикла. Остальные подразделения могут существовать в виде отдельных структур: либо мы оформляем их как самостоятельные юридические лица, либо просто переводим на хозрасчет.
Процесс аутсорсинга на "Уралмашзаводе" начался в 2001 г., и в настоящее время уже выделено несколько самостоятельных юридических лиц. Скажем, "Уралмашзавод" когда-то имел крупнейший в городе парк автотранспорта, на базе которого в 2001 г. было создано предприятие "Урал-ТЭП-2001". Сегодня мы пользуемся его услугами наряду с услугами других перевозчиков. Компания "УралТэп-2001" оказалась жизнеспособной и впоследствии была продана частным инвесторам. Теперь это абсолютно самостоятельная организация, не входящая в состав корпорации, но мы по-прежнему поддерживаем с нею партнерские отношения.
Мы также выделили подразделение, занимающееся инструментальной подготовкой производства, в ООО "ОМЗ-инструмент". Самое крупное отделение было в середине 2002 г. - тогда из состава ОМЗ вышел металлургический завод, замкнувший на себя весь цикл производства метзаготовки. Сейчас ООО "ОМЗ-Спецсталь" - наш приоритетный поставщик, но при этом самостоятельное юридическое лицо. В свою очередь "Уралмашзавод" приобретает все больше метзаготовок у других производителей: в прошлом году мы закупали у сторонних организаций практически все цветное литье и большое количество чугунного. В этом году "ОМЗ-Спецсталь" собирается отказаться от производства точного литья, и "Уралмашзаводу" также придется приобретать его на стороне. В то же время "ОМЗ-Спецсталь" успешно увеличивает объемы внешних продаж.
Сейчас "Уралмашзавод" работает над выделением в самостоятельное юридическое лицо центра информационных технологий. Это подразделение, обладающее уникальным опытом внедрения серьезных программных продуктов, уже "переросло" потребности "Уралмашзавода": мы за последние годы реализовали несколько глобальных проектов по автоматизации, и теперь для нас более актуально сопровождать уже имеющиеся программы. Если отделить данный центр, он сможет развиваться и самостоятельно зарабатывать деньги. При этом качество обслуживания "Уралмашзавода" не ухудшится.
С другой стороны, ряд структур выделять нецелесообразно. Сейчас мы собираемся создать единый хозрасчетный центр "Логистика" и сконцентрировать в нем все процессы, связанные с перевозкой, хранением и упаковкой продукции. Полагаем, что такую структурную единицу лучше сохранить в рамках завода. Мы также не считаем нужным отделять структуры снабжения и сбыта.
В результате аутсорсинга изменяются бизнес-процессы, улучшается управление производством и его подготовка. Структура затрат по выделенным направлениям прозрачна, и фирмы, действующие самостоятельно, заинтересованы в наиболее эффективном использовании имеющихся ресурсов. Они ищут пути снижения стоимости услуг, рассматривают перспективы дальнейшего развития, что благоприятно влияет на деятельность всех предприятий в целом. В этом несомненный плюс системы аутсорсинга.
Но минусы тоже есть - усложнение контроля, увеличение сроков исполнения заявок. Что делать, этот период установления новых отношений надо пережить. Кроме того, жизнь показала, что услуги отдельных предприятий всегда дороже услуг внутризаводских подразделений. Это связано с тем, что компания не может работать без определенной инфраструктуры. Там есть свои руководители, сотрудники, занимающиеся ведением договоров, собственная бухгалтерия. Отсюда и дополнительные расходы. С другой стороны, при выделении предприятия и переходе на договорные отношения с ним сразу сокращается объем потребляемых услуг - по причине четкого контроля и учета. Например, в первый же месяц после отделения "УралТЭП-2001" потребление транспортных услуг у нас сократилось на 30%.
Подводя итоги, можно сказать, что аутсорсинг - перспективное дело, позволяющее оптимизировать затраты больших предприятий наиболее безболезненно.
***
НА "УРАЛХИММАШЕ" АКТИВАМИ УПРАВЛЯЕТ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ
Дмитрий Палтусов, начальник управления активами ОАО "Уралхиммаш":
- Работа с непрофильными активами -одна из основных задач Промышленной группы "Уралинвестэнерго" , в состав которой входит и ОАО "Уралхиммаш". Грамотное управление непрофильными активами позволяет оптимизировать внутренние ресурсы предприятия.
Вплотную заниматься решением проблем непрофильных активов на "Уралхиммаше" начали весной-летом 2002 г. - после утверждения программы реформ на ближайшие два года и создания специального департамента по управлению активами. Мы стремились снизить свои издержки. С другой стороны, брать кредиты и платить за них, в то время как деньги буквально "валяются под ногами" , не слишком рационально.
Мы выделили четыре основных группы активов: недвижимость, товарно-материальные запасы, станки и оборудование, транспорт. Сопоставили отдачу от каждой единицы активов и затраты на ее содержание. После этого принимали решение о ее дальнейшей судьбе.
Параллельно с этим проводили работу с объектами, расположенными за территорией завода. Поскольку "Уралхиммаш" - поселкообразующее предприятие, многие объекты социальной сферы оставались у нас на балансе. Мы решили сохранить их для своих сотрудников, но выделили в отдельный бизнес - чтобы оценить, во что нам обходится их содержание. Было создано ЗАО "ЖКХ Уралхиммаш" - дочерняя структура, которой мы передали детские сады, лыжную базу, базу отдыха, пионерский лагерь.
В отдельные бизнесы мы выделили и непрофильные производства. Сегодня уже можно сказать, что это было рациональным и верным решением. Так, например, успешно работает ЗАО "Металлургический комплекс - Уралхиммаш" , созданный на базе литейного и кузнечно-прессового цеха. Кроме того, руководство решило выделить в отдельный бизнес производство электродов. В настоящее время эти предприятия - наш дочерний бизнес, который работает не только на заводские заказы, но и активно сотрудничает с внешними партнерами.
После анализа; недвижимости, расположенной на территории завода, мы занялись оптимизацией складских площадей, не относящихся к прямому производственному циклу. Организовали технопарки. Первый технопарк "Восточный" - это огороженная часть заводской площадки с отдельным въездом, со своей охраной, всеми необходимыми коммуникациями. Достаточно много предпринимателей уже приобрели там объекты недвижимости. Если раньше мы несли затраты на содержание этих зданий (например, на отопление), то теперь, наоборот, новые потребители платят нам за коммунальные услуги. Сейчас идет подготовка второй аналогичной территории - технопарка "Южный". Общая площадь технопарков составляет около 70 тыс. кв. м производственных, складских и административно-бытовых помещений.
При организации технопарков приходится решать ряд сложных вопросов. Скажем, не так-то просто демонтировать находящееся там оборудование и перевезти его на нашу основную площадку. Есть проблемы и с оформлением прав собственности. Мы не спешим выкупать землю под объектами, которые собираемся продать. В этом случае нашим контрагентам предлагается приобрести объект, а землей распорядиться по собственному усмотрению. Такой гибкий подход более интересен для покупателя, нежели включение стоимости земельного участка в себестоимость недвижимости.
Мы также активно работаем с запасами товарно-материальных ценностей. Еще с советских времен у завода осталось немало материалов длительного хранения. Запасы пополнялись и в годы перестройки: скажем, для исполнения заказа нужно было 100 кг металла, а у завода-производителя приходилось покупать минимум вагон. Соответственно, большая часть оставалась лежать на складе. Со временем многие материалы теряют свои свойства. Наша продукция рассчитана на высокие температуры и давление, требования к сырью предъявляются очень серьезные. Поэтому ненужное сырье, оставшееся с прежних времен, мы постепенно продаем.
Кроме того, на заводе накопилось немало различных комплектующих - редукторов, задвижек, подшипников, - которые по каким-то причинам не были использованы. Их мы тоже реализуем. Среди покупателей много специализированных фирм - они приводят детали в надлежащий вид и продают. Это отдельный бизнес, для нас непрофильный.
Старые станки частенько приобретают фирмы-посредники. Например, сейчас наблюдается спрос на подержанное оборудование со стороны Китая и Турции. Мы расстаемся только с теми станками, которые точно не понадобятся нам в производственном цикле (руководство завода уже определило новые ниши, которые мы будем осваивать в ближайшее время). Однако уникальные станки - например, рассчитанные на производство крупных деталей размером несколько десятков метров, - мы продавать не собираемся. Замена оборудования в цехах "Уралхиммаша" идет в соответствии с программой техперевооружения. Также мы постепенно распродаем устаревший автотранспорт, а на вырученные деньги приобретаем новые машины.
В итоге за два года работы управления активами нам удалось решить большую часть поставленных задач. Сегодня уже можно говорить об эффективности проведенных мероприятий.