В последнее время станция Автово удивляет специалистов. Среднесуточная выгрузка приближается здесь к 1000 вагонов. Хотя еще год назад нормой было - 350.
Этот рост обеспечивает тот же по численности коллектив на тех же производственных мощностях станции. Кроме построенного в прошлом году пути-съезда здесь не проведено почти никаких работ...
Вокруг станции, которая является припортовой и обслуживает третий и четвертый районы порта, расширяются и строятся новые морские причалы и грузовые терминалы.
С июня прошлого года работает Балтийский балкерный терминал по перевалке удобрений, логистический центр которого помогает отслеживать прохождение грузов с уральских предприятий-поставщиков удобрений до момента выгрузки.
Расширен и модернизирован контейнерный терминал. Он стал настолько привлекателен для перевозчиков, что 50 процентов контейнеров с экспортными грузами прибывают в Автово по железной дороге. Еще год назад эта цифра составляла лишь 17 процентов. Более 125 большегрузных 40-футовых контейнеров выгружается теперь ежесуточно на станции. Рост отмечен по объемам перевалки нефти, угля, удобрений, стали, контейнеров. На Петербургском нефтяном терминале (ПНТ) грузооборот увеличился по сравнению с прошлым годом только по станции Автово на 914 тысяч тонн.
- Железнодорожники создают основу для ритмичной работы нашего терминала, - говорит директор производства СП ЗАО "Петербургский нефтяной терминал" Владимир Класс. - Интенсивность движения у них - предельная. Значительно разрядили бы ситуацию и увеличили пропускную способность станции электрическая централизация входной горловины и строительство дополнительных приемоотправочных путей. Мы тоже немало сделали за последнее время: расширили резервуарный парк, построили выставочные пути, приобрели два тепловоза для обработки фронтов выгрузки. Но объемы продолжают расти. Справится ли станция уже через два-три года?
Сомнения в возможностях железнодорожников вызывают у специалистов не только предстоящий в апреле пуск новой эстакады мощностью 36 цистерн в сутки, после чего единовременная подача цистерн достигнет 108, а и ежедневный слив 380 цистерн. Планируют расширить фронты выгрузки и другие грузополучатели, работающие на перевалке экспортных грузов в суда.
Какие работы необходимо провести в Автово, чтобы станция не стала тормозом в пропуске в очередной раз возросших потоков, идущих через Санкт-Петербургский морской порт?
Железнодорожники и их партнеры называют десятки первоочередных работ: удлинение путей, внедрение технологии непересекающихся маршрутов, ремонт пути на участках между станцией и подъездными путями клиентов. Модернизация необходима и в связи с ростом потока негабаритных грузов, пропуск которых особенно сложен. А идут они традиционно через Автово.
Проектировщики "Ленгипротранса" подсчитали расходы на самую минимальную реконструкцию станции. Два миллиарда понадобится только на вынос коммуникаций, которые проходят под действующими путями. Общая цифра стоимости работ оказалась астрономической, а проект реконструкции - нереальным. Тем более, что большие средства сейчас вкладываются в развитие подходов к порту Усть-Луга, шесть терминалов которого возьмут на себя часть грузов, идущих через Автово. Строить в "чистом поле" дешевле, чем на небольшом пятачке у моря, окруженном городскими застройками и напичканном километрами кабелей жизнеобеспечения целого микрорайона.
Поэтому коллективу станции остается уповать на обещанное увеличение штата да на сокращение времени, необходимого для обработки составов. Хотя и сейчас станция работает по уплотненной технологии. Маневровый диспетчер Надежда Шатилова и сейчас обеспечивает в свою смену 450 вагонов выгрузки.
Справедливости ради надо сказать, что успехи железнодорожников - не только их заслуга.
- Чтобы облегчить работу станции, - говорит генеральный директор ЗАО "Нева-Металл" Михаил Панов, - мы стараемся пропускать составы через нее на свои пути целевыми маршрутами, не требующими переработки. Лишь в половине случаев пользуемся подвижным составом российских железных дорог. Другая половина - наши специализированные платформы и арендованные вагоны.
Другие партнеры станции тоже стараются внести свою лепту в обеспечение ритмичной работы и увеличение пропускной способности Автово. Так компании "Балтийские транспортые системы", обрабатывающей паромную линию "TransRussiaExpress", удалось значительно ускорить в этом году выгрузку вагонов и привлечь дополнительные грузопотоки за счет удачного сочетания выгрузки, как на собственных железнодорожных фронтах, так и на подъездных путях Морского порта силами "Четвертой стивидорной компании". Все понимают, что малейший сбой в работе этого важного транспортного подразделения поставит под угрозу остановки мощные портовые комплексы.