Слово "глобализация" все прочнее входит в наш обиход. Что же это такое, и какие процессы мы подразумеваем под этим термином? Прежде всего это обозначает, что Земной шар превращается в один большой рынок - рынок товаров, услуг и ресурсов: ресурсов сырья, рабочей силы и финансов. Следуя законам своего естественного развития, производство переносится в те регионы мира, где накладные затраты наименьшие. Сырье добывается для потребностей производства, размещенного не только в той стране, где происходит добыча, но и в других странах. Мы уже к этому привыкли и считаем само собой разумеющимся. Огромное количество различных грузов постоянно перемещается по всему миру: добытое сырье - для нужд производства, произведенные товары - для потребления на рынках сбыта, выпущенное добывающее и промышленное оборудование - для нужд сырьедобычи и производства.
Транспортная система обеспечивает нужды рынка, она действует в его интересах и ее развитие подчинено законам рынка. Перемещения грузов огромны, и эти перемещения осуществляет мировая транспортная система.
Как океанские течения управляют погодой, так и циркуляция денег управляет экономикой. Вся добыча сырья, производство и перемещение грузов обеспечиваются финансовыми потоками. Любые изменения, подъем или падение индексов на крупнейших биржах отражаются по всему миру на всех производствах, даже не задействованных на внешние поставки. А более долгосрочные тенденции на финансовых рынках отражаются на всем процессе производства и распределения товаров и услуг, а значит, и на интенсивности транспортных перевозок.
Авиационные грузоперевозки.
Основные грузоотправители авиационных грузов
Авиация за совсем небольшой срок своего развития по сравнению с другими видами транспорта завоевала значительную популярность у тех, кому необходимо быстро и качественно доставить груз. Еще совсем недавно к авиации относились скорее как к виду транспорта с ограниченными возможностями - ограничения накладывались на вес и размеры перевозимых грузов, но с появлением новых типов широкофюзеляжных грузовых самолетов это перестало быть проблемой.
По воздуху сейчас перевозятся и почта, и крупногабаритные моногрузы, весящие десятки и сотни тонн. Сама мысль о возможности их перевозки авиационным транспортом, на расстояние в тысячи километров, еще 20-30 лет назад была почти фантастикой - сейчас это реальность нашего дня.
Инструмент, который предоставила в ходе своего развития авиация, позволяет большому количеству производителей рассчитывать на доставку грузов не в течение недель или даже месяцев, а за несколько дней. При этом повышенные по сравнению с другими видами транспорта тарифы на перевозку окупаются уменьшением срока оборачиваемости оборотных активов предприятий. Деньги не "зависают" в течение всего времени перевозки в товаре или оборудовании. Если говорить о грузоотправителях авиационных грузов, то под ними следует понимать не только специализированные компании, которые занимаются комплексной перевозкой грузов и номинально являются грузоотправителями и получателями грузов, но и компании, в чьих интересах этот груз перевозится, - компании-производители и торговые фирмы.
Кроме того, большая часть грузоперевозок (по мнению экспертов - до 40%) сейчас осуществляется между расположенными по всему миру подразделениями крупных транснациональных корпораций. Товары, выпускаемые ими, часто собираются из комплектующих, производимых в различных частях Земного шара. Это касается не только машин и промышленного оборудования, но и таких привычных уже для наших офисов компьютеров и оргтехники.
Краткая характеристика региона Юго-Восточной Азии
Регион мира, о котором пойдет речь далее, расположен на юго-востоке евроазиатского материка и включает страны, которые за несколько последних десятилетий продемонстрировали бурный экономический рост. Это прежде всего такие страны, как Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины и Вьетнам.
Вне зависимости от государственного строя эти страны объединяет наличие на их территории производств, большая часть продукции которых идет на экспорт, а среди предприятий большую часть составляют филиалы международных корпораций или предприятия, выступающие как их субподрядчики.
Экспортная направленность экономики стран региона обусловливает развитие и постоянное совершенствование транспортной инфраструктуры в регионе, который в свою очередь является одним из центров мировой транспортной системы. Авиационные перевозки занимают второе, после морских перевозок, место в транспортной инфраструктуре региона. Практически все крупные мировые авиакомпании задействованы в перевозках грузов отсюда и планируют в ближайшее время увеличение своей доли этого рынка.
Зависимость между количеством произведенных в регионе товаров и интенсивностью авиационных грузовых перевозок из него имеет прямой характер: в случае расширения или сокращения производства также расширяются или сокращаются объемы авиаперевозок. Поэтому для прогнозирования возможного расширения или сокращения рынка перевозок в этом регионе необходимо отслеживать тенденции изменения промышленного производства. Как это можно сделать?
Ранее уже говорилось о том, что финансовая система обеспечивает производство и движение товаров. Она развивается по своим собственным законам, и это развитие отражается в индексах ведущих мировых фондовых рынков. В Юго-Восточной Азии действует Сингапурская фондовая биржа, на которой котируются акции представленных в регионе компаний. Индекс Сингапурской биржи отражает увеличение или снижение деловой активности в регионе.
В 90-е годы объем перевозок авиационным транспортом из стран региона непрерывно увеличивался. Исключение составил 1998 год, когда произошел известный всем кризис, отразившийся прежде всего на фондовом рынке. Индекс Сингапурской биржи упал до самой низкой отметки за предыдущие десять лет. Снижение деловой активности повлекло за собой сокращение производства и, как следствие, транспортных перевозок.
Объемы перевезенных авиационным транспортом грузов из трех аэропортов региона показаны на графике, приведенном на рисунке 1. Данные взяты с 1995 по 1999 гг. для аэропортов: Changi (Сингапур), Bangkok intl. (Таиланд), Kuala Lumpur intl. (Малайзия).
Если выполнить анализ роста перевозок в процентном отношении и принять объемы перевезенных грузов в 1995 г. за 100%, то картина для этих же аэропортов будет выглядеть следующим образом (рис. 2).
Из графика на рисунке 2 видно, что наибольшее снижение темпов роста перевозок произошло для аэропорта Kuala Lumpur intl. (Малайзия), а наименьшее - для Changi (Сингапур), и это не случайно.
Особенностью Сингапура является то, что этот город-государство - не только центр финансовой системы региона, представленной прежде всего Сингапурской биржей, но и центр логистики его транспортной системы. Большинство грузов, идущих из региона, сначала внутренними рейсами доставляются в Сингапур, где происходит их консолидация по направлениям, и только затем они отправляются в другие регионы мира.
Поэтому при анализе зависимости динамики изменения фондового индекса и авиатранспортных перевозок наиболее характерным будет рассмотрение движения грузов через аэропорт Сингапура.
Из приведенного на рисунке 3 графика видно, что за рассматриваемый период времени перевозки имели определенный спад: с декабря 1998 г. - по март 1999 г.
Рассмотрим более подробно показатель ASIN [1] Сингапурской фондовой биржи за период с сентября 1998 г. (сразу после кризиса) по июль 1999 г. (рис. 4).
Для сравнения динамики изменения объемов грузоперевозок и движения фондового индекса представим эти показатели не только в натуральном, но и в процентном выражении, приняв за 100% значения на сентябрь 1998 г. В таком случае можно представить на одном графике показатели изменения фондового индекса и показатели изменения авиаперевозок.
Общий график позволяет сравнить динамику изменения двух показателей и имеет вид, представленный на рисунке 5.
Проведенный анализ показывает, что интенсивность грузоперевозок напрямую зависит от положения на фондовом рынке. Повышение котировок акций на бирже свидетельствует об активизации производства, произведенные же товары необходимо доставлять на рынки сбыта, что и отражается в динамике грузоперевозок. Запаздывание в четыре-пять месяцев с ростом и падением объемов перевозок относительно роста и падения фондового индекса вполне закономерно и объясняется продолжительностью производственного цикла товаров, предназначенных в дальнейшем для транспортировки воздушным транспортом, и продолжительностью консолидации грузов в аэропорту.
Как уже было сказано выше, Сингапур является логистическим центром для грузовых перевозок за пределы Юго-Восточной Азии и большинство товаров, произведенных в этом регионе и отправляемых воздушным транспортом в страны Европы и Северной Америки, проходят через Сингапур.
Резюме
Отслеживая динамику изменения индекса Сингапурской фондовой биржи, возможно с той или иной долей вероятности спрогнозировать предстоящее изменение объемов грузоперевозок в регионе Юго-Восточной Азии. Эта информация может существенно помочь руководству авиакомпаний при выполнении перспективного бюджетного планирования своей деятельности.
1. ASIN - общий индекс стоимости акций, котировки которых представлены на Сингапурской фондовой бирже; аналог индексов Dow Jones, Nikkei, DAX.
Литература
1. Данные по фондовому рынку предоставлены агентством "Рейтер" (Reuter Graphics - ASIN. RTG, Sheet).
2. Международная организация гражданской авиации: Статистический сборник N 484 "Объемы перевозок через аэропорты". - 1999. - Серия АТ-N40 (International Civil Aviation Organization. Digest of Statistics N484 "Airport Traffic" 1999, Series AT-N40).