На базе крупнейшего транспортного узла страны решено создавать мультимодальный логистический центр
Вчера в ходе рабочего совещания министра транспорта РФ Игоря Левитина с губернатором Краснодарского края Александром Ткачевым было принято решение о создании на базе Новороссийского транспортного узла мультимодального логистического центра. Предполагается, что создание такого центра грузопотоков позволит существенно увеличить пропускную способность Новороссийского транспортного узла. Уже через месяц специально созданная при Минтрансе РФ рабочая группа должна будет подготовить конкретные предложения по созданию центра. Единственное, что может несколько затянуть решение вопроса, - это позиция частных инвесторов порта, которые выступили с предложением создать на базе Новороссийского транспортного узла не просто логистический центр, а единую управляющую компанию.
Основой транспортного узла города Новороссийска является ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП) - крупнейший порт Российской Федерации, входящий в десятку крупнейших портов Европы. Сегодня здесь осуществляется перевалка 30% российского нефтяного экспорта, 70% экспорта зерна, около 50% импорта сахара-сырца, 25% экспорта стали, 10% экспорта химических удобрений. Основными акционерами порта являются Минимущество РФ (20% акций), ФК "УралСиб" (33%) и АКБ "Русский генеральный банк" (30%). Прошедший 2003 г. для Новороссийского порта был рекордным. Прирост объема грузооборота по сравнению с 2002 г. составил 5% (около 3 млн т внешнеторговых грузов) и достиг 65,9 млн т. Тенденция роста грузооборота продолжилась и в этом году. По итогам I квартала 2004 г. он составил 16,8 млн т (в том числе 13 млн т нефтеналивных грузов и 3,7 млн т сухих грузов). До конца 2004 г. ОАО "НМТП" планирует переработать не менее 68 млн т грузов. Одними из самых высоких по стране являются и показатели грузооборота по железнодорожной станции Новороссийск. По информации Минтранса РФ, в прошлом году он составил 20,13 млн т грузов. Планируется, что одним из способов дальнейшего увеличения пропускной способности транспортного узла станет создание мультимодального логистического центра на базе Новороссийского транспортного узла. Как сообщили RBC daily в Минтрансе РФ, возможность создания обсуждалась вчера на рабочем совещании министра транспорта РФ Игоря Левитина с губернатором Краснодарского края Александром Ткачевым. Предполагается, что данный логистический центр займется отработкой четкой системы взаимоотношений всех стивидорных, экспедиторских и агентских компаний, подключением центров транспортной логистики ОАО "Российские железные дороги". "В Минтрансе РФ по этому вопросу будет создана специальная рабочая группа с участием представителей всех заинтересованных сторон: федеральных министерств и ведомств, администрации края, ОАО "РЖД", - сказала RBC daily пресс-секретарь министра транспорта и связи РФ Светлана Крыштановская. - В течение месяца будут подготовлены конкретные предложения". Участники вчерашнего совещания ожидают, что создание данного логистического центра позволит увеличить пропускную способность Новороссийского транспортного узла за счет оптимизации распределения грузопотоков. "Создание центра позволит уменьшить простои судов в порту и вагонов на припортовых станциях Новороссийска за счет планирования графика подвода подвижного состава к терминалам порта, - поясняет Светлана Крыштановская. - Кроме того, будет создана информационная база точного и достоверного фрахта судов, будет проводиться совместное планирование и координация перевозок с учетом различных видов транспорта и экспедиторов. Создание центра позволит наладить скоординированную работу Новороссийского транспортного узла с другими российскими и зарубежными транспортными сетями и центрами". Предполагается, что предприятия морского, железнодорожного и автомобильного транспорта смогут принимать согласованные решения по строительству и реконструкции транспортных узлов.
При этом создание логистического центра на базе Новороссийского транспортного узла едва ли станет такой простой задачей. Одна из основных проблем,стоящих перед транспортниками, - это ликвидация диспропорции между объемом грузоперевалки и пропускной способностью железной дороги. ОАО "РЖД" уже начало пропускать по Северо-Кавказской железной дороге больше составов, чем это было в прошлом году, однако и этого мало - в перспективе стоит задача расширения сети железных дорог. Кроме того, в ближайшее время в Новороссийске предстоит строительство станции нового глубоководного порта в районе Пенайских банок (что потребует переселения жителей этого района), строительство объездной дороги для грузового транспорта.
Однако не исключено, что несколько затянуть решение вопроса о создании логистического центра в Новороссийске может позиция частных транспортных компаний Новороссийского порта, его основных инвесторов (АКБ "Русский генеральный банк" и финансовая корпорация "УралСиб") и региональных властей. На вчерашнем совещании они выступили с предложением создать на базе Новороссийского транспортного узла не просто логистический центр, а единую управляющую компанию. Одним из аргументов в пользу создания единого управления транспортным узлом стала возможность усилить работу с частными инвесторами, создать для них своеобразную зону благоприятствования. Как стало известно RBC daily, именно обсуждению этого предложения была посвящена большая часть совещания, но положительного решения так и не было принято. "Предложения по созданию управляющей компании на базе Новороссийского транспортного узла были. Однако специалисты Минтранса считают, что мультимодальный логистический центр позволит более эффективно решить имеющиеся проблемы. Впрочем, рабочей группе предстоит рассмотреть все возможные варианты и выработать оптимальную форму развития Новороссийского транспортного узла".
Отдел компаний