Ознакомившись с предлагавшимися на выставке вакансиями, студенты оставляли свои CV. Фото Николая ШАРУБИНА
Эстонским и международным фирмам нужны узкие специалисты: от менеджера самого высокого уровня до квалифицированного рабочего - именно таким был разброс предложений традиционной студенческой выставки "Ключ от будущего", прошедшей в павильонах Эстонских выставок.
"Если в начале 90-х наша выставка проходила под девизом "Все для всех", то сегодня мы выделили более узкую целевую группу: предприятия ищут квалифицированных работников", - рассказал "Молодежи Эстонии" руководитель проекта Расмус Типп.
Знания и мобильность
Среди посетителей выставки, которых было более тысячи, преобладали студенты вузов. И этому не приходится удивляться. По словам представителя заведующей группы персонала Elcoteq Юлле Верте, ее компания заинтересована в сотрудниках с высшим образованием, знанием электроники и современных технологий даже на "первом уровне" - то есть среди рабочих. Ничего не попишешь -технологии шагнули далеко вперед! Кроме того, Elcoteq ищет инженеров самой разной специализации, контролеров, технологов. Обещают взять пусть и молодого, но знающего свое дело специалиста.
Интересные возможности предлагают представители крупного немецкого концерна LIDL. Говорят, ориентированы на молодых выпускников вузов - финансистов, бухгалтеров, инженеров-строителей, механиков, специалистов по логистике, по организации системы продаж. На работу намерены принять многих: "Хорошие специалисты способны сами создать дополнительный объем работ". Еще два важных момента - знание немецкого языка и мобильность, готовность работать не только в Эстонии. Впереди у новых сотрудников стажировка в супермаркетах LIDL по всей Европе - от Португалии до Финляндии - и перспектива карьерного роста. Значит ли это, что сеть магазинов охватит и Эстонию? Отвечают уклончиво: развитие ситуации будет определяться возможностями эстонского рынка.
Руководитель проекта
Производящая промышленное оборудование JOT Eesti OU "открыта для всех предложений", но возьмет трех сотрудников - механика-дизайнера, электрика, IТ-специалиста. А "потенциально готовая к производству рекламы" LEHVA LEHVA management нуждается в одном хорошем специалисте по рекламе.
Впрочем, не все фирмы хотят получить уже "готового" специалиста. Так, Coca-Cola HBC Balticum, помимо набора на самые разные специальности - от финансового директора до складского работника - собирается запустить программу молодого менеджера. Об этом проекте "Молодежи Эстонии" рассказал специалист по связям с общественностью Раймонд Маде. Окончивший институт, прошедший интервью и тестирование, по-настоящему заинтересованный работать в международной компании, с задатками лидера молодой человек некоторое время работает во всех отделах - начиная с производства и заканчивая бухгалтерией. Получив представление о процессе, определившись с будущей специализацией, он станет руководителем собственного проекта. Один кандидат у компании уже есть.
www.amet.ee
Ознакомиться с массой возможностей найти работу предлагал бокс Департамента рынка труда - это и сайт www.amet.ee, и Европейский социальный фонд, и программа поиска работы в Европе EURES. По словам советника по связям с общественностью Эрко Ванаталу, в 2003 году из 99 тысяч зарегистрировавшихся в департаменте работу получили 17,2 процента. В 2002-м этот показатель был выше - 21 процент.
CVO Grupp, состоящая из двух частей - CV online и Professional People, является посредником между работником и работодателем, - поясняет хозяйка еще одного бокса Мария Федина. - Каждый может оставить в нашей базе данных свое CV и пройти пробное интервью. Какими бывают типичные ошибки? Большинство пока не умеет себя продавать, занижает свои способности. В интервью говорят то, что, как им кажется, хотелось бы услышать работодателю, тогда как нужно было бы заранее проанализировать свои способности и рассказать, чем отличаешься от других претендентов, в каких областях особенно силен. Отправляясь на собеседование, нужно иметь четкое представление о том, чем занимается фирма, быть уверенным, что хотите в ней работать".
В базе данных CVO Grupp - около 110 тысяч человек. Большинство имеет работу, но хочет быть в курсе существующих вакансий. Получить работу удается 10 специалистам в месяц. Если говорить о наиболее востребованных, то это представители совсем новых профессий: маркетинг, реклама, инфотехнологии. Не меньшим спросом пользуются хорошие рабочие: токари, плотники, фрезеровщики. И тем, и другим - уже никуда без знания языков...