Тот факт, что два крупных международных форума по транспорту прошли в столице с интервалом менее месяца, свидетельствует о важности проблемы и серьезности намерений воплотить в жизнь Транспортную стратегию России.
Близится Первомай. Для наших транспортников эта дата означает не только праздник трудящихся. Именно с 1 мая нынешнего года ЕС выходит на наши границы. Готовы ли мы работать по требованиям Европейского содружества, европейского Таможенного кодекса, обеспечить бесперебойный перевозочный процесс с учетом новых условий?
Никто, конечно, не думает захлопывать перед нами двери. Россия, безусловно, становится неотъемлемой частью европейского экономического пространства, важнейшим трансконтинентальным мостом между Севером и Югом, между Западом и Востоком. Но вот вопрос: на каких условиях? Тот высочайший интерес, который проявляют немецкие, финские, норвежские и другие компании к возможностям транспортной системы нашей страны, имеет материальную подоплеку. И тут важно не оказаться в положении простаков. Как образно выразился один из ведущих менеджеров форума, "осел возил самого Христа, однако в рай его все-таки не пустили..."
А такой вариант не исключен. Это международный рынок, и тот, кто дальше продвинулся, например, в логистике, не преминет воспользоваться преимуществами. Мы же в этой области изрядно отстали. Европа отрабатывала логистическую сеть в 80 - 90-х годах, когда наше внимание было поглощено "перестройкой", "ваучеризацией" и "прихватизацией".
Конечно, в последние годы сдвиги произошли огромные, и темпы развития сферы логистики в России сегодня даже выше, чем в Европе. Разработаны и уже реализуются масштабные проекты. Но опоздание сказывается, и, чтобы наверстать, нужны не только средства, но и время. А транспортная логистика - это, можно сказать, грузопоток, осмысленный и управляемый как единое целое и контролируемый в масштабе реального времени на всех его этапах - с момента обращения клиента до подтверждения, что заказ исполнен с высоким качеством.
Наша газета не случайно уделяет большое внимание опыту немецких коллег. Сегодня Германия является образцом и законодателем европейской "моды" в организации перевозок. В ходе работы семинара "Логистика и транспорт" главный редактор журнала "Логинфо", генеральный директор компании "КИА-центр" (Коммерческий информационно-аналитический центр) Николай Титюхин привел цифры, которые буквально потрясли аудиторию. Немецкий диспетчер принимает заказ за 12 секунд (!), а в день обрабатывает свыше шестисот звонков. Только бывалые операторы могут себе представить, какая за этими показателями должна стоять организационная и техническая мощь.
В современных логистических парках гигантские складские помещения - это не хранилища с полусонными сторожами, а высокоавтоматизированные предприятия, дающие солидный доход. Каждое складское место в среднем производит до восьми оборотов в год. Все вопросы решаются практически мгновенно, процессы взаимоувязаны. И клиентам пользоваться системой также очень выгодно, поскольку она обеспечивает процессы движения материальных потоков в тесной увязке с информационными и финансовыми потоками.
Немцы ничего не делают зря и главный эффект на транспорте получают не за счет рекордных скоростей движения поездов, а прежде всего путем сокращения всех организационных мероприятий, оформлений, четкой координации, безукоризненного выбора оптимальных вариантов. Недаром, например, китайцы в Германии, не зная немецкого языка, с одним переводчиком, толпами ходят на занятия по логистике, впитывая знания, как губка.
Сегодня транспорт России находится на подъеме. Мощный потенциал наших магистралей, в том числе кадровый, укрепившаяся политическая и экономическая стабильность в стране - все это создает благоприятные предпосылки для выхода на передовые позиции, в том числе в области логистики. Требование тесного взаимодействия всех видов транспорта между собой становится непреложным законом. Координирует эту работу новое Министерство транспорта и связи РФ.
Многое может дать общему делу и сотрудничество журналистов-транспортников. Потребность в информационном сопровождении всех этих процессов настолько велика, что речь идет не о конкуренции на информационном поле, а прежде всего о возможности максимального освещения комплекса актуальных проблем. Чем-то нынешняя ситуация напоминает начало "индустриального прорыва" 30-х годов, когда за станки вставали сотни тысяч малограмотных рабочих. Тогда пресса подняла на щит новаторов, изобретателей, инженерию.
Нечто похожее, только на более высоком уровне, необходимо предпринять и в наши дни. Глубокая проработка прессой проблем логистики должна стать серьезным подспорьем в деле создания современной единой транспортной системы страны в интересах жизнеобеспечения всего общества.
***
Мощным потенциал наших магистралей, в том числе кадровый, укрепившаяся политическая и экономическая стабильность в стране - все это создает благоприятные предпосылки для выхода на передовые позиции, в том числе в области логистики. Требование тесного взаимодействия всех видов транспорта между собой становится непреложным законом.