Цель деятельности многих логистических компаний в России нынче сводится к тому, чтобы реализовать потребности клиента, транспортной компании, субподрядчика и отследить процесс движения груза, не более того. Именно поэтому они значительно отстают от своих конкурентов за рубежом. За исключением нескольких компаний, работающих на нашем рынке, остальные не могут обеспечить должный уровень качества услуг.
В основе этого - несколько причин, в том числе: глобальное отставание производственной базы и отсутствие ее обновления (автомобилей, складских помещений и техники...), монополизм железной дороги, слабая законодательная база и позиция государства, не позволяющие компаниям развиваться, а также неравномерное развитие логистики на территории всей России.
Объясняется последнее обстоятельство тем, что уровень развития коммуникаций и потребностей клиентов в регионах значительно ниже, чем в столичных городах. Поскольку Россия как бы делится на две неравнозначные части - Москва и Санкт-Петербург, с одной стороны, и остальные регионы - с другой, - то и развитие рынка логистики происходит также неравнозначно.
На что же сегодня в первую очередь следует обратить внимание российским логистическим компаниям? Прежде всего на:
* качество предоставляемых услуг и высокий профессиональный уровень сотрудников;
* мобильность и возможность приспосабливаться к изменениям, происходящим как на рынке в целом, так и в деятельности конкретного клиента. Например, возможность "пойти за клиентом" в тот регион, где ему необходим сервис;
* прописанные бизнес-процессы и процедуры;
* клиентоориентированностъ и соответствие уровню корпоративных стандартов работы клиента, что предполагает диалог с партнерами, заряженность на взаимовыгодное сотрудничество. Для такой компании важно показать клиенту необходимость применения логистических методов, помочь ему оптимизировать свои издержки и построить эффективные бизнес-процессы.
Что сегодня требуется крупным компаниям? Во-первых, обеспечение безупречного качества бизнес-процессов, которое просто необходимо для эффективной работы. Во-вторых, наличие комплекса услуг по логистике и сети отделений, в том числе за рубежом. Это очень важно, так как способствует более эффективной организации дистрибутивной и закупочной логистики. В-третьих, низкая стоимость услуг. В-четвертых, скорость реакции на изменения, происходящие во внешней и внутренней среде клиента. И пятое, что требуют клиенты, - безопасность и надежность.
В Европе те времена, когда экспедитор работал по принципу "получил груз - доставил его", уже давно прошли. Теперь специалиста-логиста западные компании приглашают к сотрудничеству на момент производства продукции и даже на момент планирования работы.
Такие подходы необходимо внедрять и в России. Все дело в том, что в экспедиторских компаниях работают эксперты по логистике, которых нет в компаниях-производителях, из-за чего клиенты могут просто не иметь представления о тех схемах перевозки, которые являются для них оптимальными. Каждый просто должен делать свое дело. Нельзя быть специалистом сразу во всех областях.
***
Есть мнение!
Интерес компаний к логистике постоянно растет: их все больше интересуют бизнес- и информационные технологии, а также вопросы эффективности производства, сокращения издержек. Предприятия начали понимать то, что логистическая система действительно нужна.
А. Чаленко, директор департамента Мулътимодальной транспортной компании "ЮниТранс"
Отечественная логистика сейчас выходит из предпринимательского периода и обретает все более крупные масштабы. Возможны уже и структурные системообразующие проекты. Но при определенных условиях - тесном взаимодействии с властью и бизнесом.
А.Нестеренко, директор по развитию Компании "Служба
Материалы подготовили Л. Савельева, В. Мусинов, обозреватели "ЭЖ"