Склады затоварены продукцией, у партнеров - проблемы, грозящие перейти в банкротство. Экспедиторы не вылезают из командировок, за полтысячи километров отыскали-таки охотников взять товар за полцены, и то по бартеру. И этот хаос кто-то называет еще и рынком?..
До парадоксов доходит: пустые фуры, накручивая километры, мчатся за грузом, который, оказывается, уже неделю как продан. Предприятие стоит, работает только бухгалтерия, подсчитывая убытки; появление фур с долгожданным грузом воспринимается как национальный праздник труда, а водителей готовы носить на руках.
Эти до боли знакомые реалии российской экономики не способны поменять ни социализм, ни капитализм, ни любой другой "изм".
Исследования ИТКОР доказывают: персонал транспортных компаний тратит 25% времени на ежедневное общение с клиентами, а компаний, оказывающих полный комплекс логистических услуг (сервис-провайдеров), - 47%.
И спрашивается, откуда возьмутся конкурентоспособные товары, высокая зарплата и более достойная жизнь, если мы работаем по принципу "тяп-ляп", не внедряя современные методы управления производством?
Меняется деловой мир, меняются требования клиентов. Многое зависит от потребителя. Конечные потребители - это мы с вами, это мы заставляем работать цепи поставок.
Следует задать себе вопрос: в чем наше предприятие превосходит другие компании, чем я могу завоевать потребителя? Сервис дифференцируется в зависимости от особенностей заказчика, продукции. Важно измерение критериев с ориентацией на ключевые показатели результативности (КПР). Нужно стремиться к предоставлению услуг с высокой добавленной стоимостью для потребителей.
Ключевыми факторами успешного бизнеса в современном мире являются логистика, управление цепями поставок, аутсорсинг. Цепи поставок выступают как мощное оружие конкурентоспособности, они строятся на ценностях потребителей.
На ближайшее время специалисты ИТКОР прогнозируют появление на рынке международных игроков, быстрый рост строительства складской недвижимости, повышение прозрачности рынка складов, выход логистических операторов в регионы. Складские расценки, по прогнозам аналитиков, снизятся на 50% после вступления России в ВТО.
Промышленным предприятиям, как показал недавний опрос ИТКОР, нелегко расставаться с собственной транспортно-складской инфраструктурой. Они задаются вопросом: "Если мы продадим активы и экспедиторские предприятия возьмут нас на обслуживание, где гарантия, что через некоторое время они не поднимут расценки?". И все-таки есть движение к прогрессу: ежегодный оборот складских операторов в РФ достигает 2, 8 млрд евро.
В мировой практике управление цепями поставок берут на себя сами поставщики. Руководители европейских компаний, например, тратят 36% времени на эту операцию.
И вот о чем не следует забывать. Фрагментарное управление, а также структурное деление логистики на части приводят к тому, что учет логистических затрат в компании ведется не полностью. А коль в целом сквозного учета нет, то нет и полной картины расходов. Очевидно, что при таком положении дел никакие самые современные методы моделирования эффекта не дадут.
Товаропотоками можно и нужно управлять. И ничего умнее логистики мир пока не придумал. Транспортно-логистическая система российских предприятий должна соответствовать мировым стандартам, и наш институт способен активно им в этом помочь.
О. Курбатов, генеральный директор Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР)
***
Логистика - это процесс планирования и обеспечения (включая контроль) эффективного и непрерывного поступления товаров, услуг и сопутствующей информации оттуда, где они создаются, к потребителю, направленный на всемерное удовлетворение его запросов.
Аутсорсинг - передача традиционных и органически присущих организации функций внешним исполнителям, специализирующимся в конкретной области.
***
Все задачи логистики можно объединить в четыре основные группы:
* минимизация времени в транзите;
* оптимизация запасов; * сведение к минимуму логистических рисков;
* совершенствовать сервиса.