Второе дыхание Рунета

Российский сегмент Всемирной сети готов к росту и инвестициям

ПРОШЕДШИЙ В САМОМ КОНЦЕ АПРЕЛЯ Российский интернет форум (РИФ) продемонстрировал, что Рунет - это не дорогая игрушка, а вполне сформировавшееся направление бизнеса, в котором можно и нужно зарабатывать деньги. Лозунг мероприятия "Интернет в России - второе дыхание" означал, что традиционный весенний форум (он прошел в восьмой раз) перестает быть средством пропаганды Интернета в офф-лайновой жизни и становится рабочим отраслевым совещанием. Прошедший год стал очень удачным для российского сегмента Сети. Его рост составил 40 процентов, а число пользователей превысило 10 миллионов и, по некоторым данным, достигло 13 миллионов человек.

РИФ собрал представителей всех секторов интернет-бизнеса и был избавлен от скучных выступлений компаний-спонсоров. Общение получилось достаточно неформальным, многие делились своими рецептами успеха, понимая, что занимают главенствующие позиции в Рунете и последователям догнать их будет очень непросто. В российском сегменте Сети идут ровно те же процессы, что и в традиционном бизнесе: происходят слияния и поглощения, компании укрупняются, а качество корпоративного управления растет. Попробуем рассмотреть некоторые основные сегменты российского интернет-бизнеса.

Театр начинается с вешалки, а Интернет - с подключения к Сети. На сегодня dial-up (модемное подключение) остается в России наиболее массовым способом выхода во Всемирную паутину. Бизнес этот постоянно укрупняется, например, компания Golden Telecom является фактически национальным интернет-оператором, предоставляя услуги доступа по всей России. При этом используются единые способы оплаты (скрэтч-карты), а клиентам компании предоставляется возможность роуминга: используя единый счет, можно выйти в Сеть и из Москвы, и из Иркутска. Исключительно важным событием стало и появление в Москве массового АDSL-доступа ("Стрим"). Беспрецедентно низкие цены (всего 3 цента за мегабайт), а также предоставление возможности бесплатного доступа к ряду ресурсов впервые привели к прямой конкуренции "дорогой" выделенной линии и "дешевого" dial-up.

Второй составляющей Сети является контент. Производство собственно контента и его распространение по-прежнему остается крайне проблемным сетевым бизнесом. Несовершенство законодательства делает бессмысленными любые значки копирайта на сайтах. Лишь музыкальной индустрии удалось более или менее отстоять свои права - найти бесплатную музыку в Рунете практически невозможно, правда, право скачать любимую мелодию стоит всего несколько центов. Куда там i-Tunes с ее расценками в 99 центов за композицию. Новостные интернет-издания пока не могут составить серьезной конкуренции традиционной прессе. Конечно, Сеть более оперативна и предлагает большую свободу для самовыражения, однако создание оригинального (собственного) контента - очень непростая и дорогостоящая задача. Невозможность платить высокие гонорары авторам и обозревателям (в отличие от бумажных СМИ) приводит к потере качества контента, его маргинализации. Доходы интернет-изданий складываются из рекламы, которая им больших денег не приносит. Часть интернет-СМИ принадлежит крупным порталам. У порталов дела идут очень хорошо, и они могут финансировать и собственные новостные ресурсы. Стоит отметить выход в телевизионный эфир холдингов "Рамблер" и "РосБизнесКонсалтинг" (последний, впрочем, не является чистой интернет-компанией). Телевидение - это, конечно, электронное СМИ (как и Сеть), однако оно регулируется жесткими офф-лайновыми законами.

Однако контент необходимо где-то размещать - "хостить". Хостинг веб-ресурсов является классическим интернет-бизнесом, который подчиняется обычным, а вовсе не виртуальным экономическим законам. В настоящий момент в России действуют несколько крупных хостинг-провайдеров, которые давно не устраивают между собой ценовых войн, предлагая примерно одинаковый набор услуг. В то же время возникают специализированные услуги хостинга, к которым можно с некоторой натяжкой отнести блоги (он-лайновые дневники) и сервисы для хранения цифровых фотографий в

Сети. Последние существуют за счет традиционной рекламы и продвижения платных услуг - как расширения возможностей платных аккаунтов, так и печати понравившихся фотографий.

Пересечение интересов онлайнового и офф-лайнового бизнеса особенно хорошо заметно в интернет-магазинах. Рост очевиден и в этом секторе. Крупнейший российский интернет-магазин "Озон" уже подтянулся по обороту к крупнейшим московским оффлайновым книжным магазинам и теснит их. Важно заметить, что у "Озона" в виртуальном пространстве находится лишь торговый зал, все остальное - работа с поставщиками, организация склада, формирование и доставка заказов - существует в реальном мире. Причем именно правильно организованная офф-лайновая логистика движения заказов позволяет добиваться столь высоких показателей. Впрочем, существование интернет-магазинов не приводит к проблемам с покупателями в традиционной торговле. Довольно интересным может оказаться сравнение цен в он-лайновых и оффлайновых магазинах "М-Видео": цены в Сети значительно ниже, что, однако, не приводит к утечке покупателей в виртуальное пространство. Правда, все чаще и чаще при выборе товара и места совершения покупки люди прибегают к Сети, сравнивая цены на сайтах компаний-продавцов, обсуждая его достоинства и недостатки в специализированных конференциях. Все это свидетельствует о том, что Интернет начинает оказывать все большее влияние на традиционную торговлю.

Мы перечислили наиболее заметные и значительные отрасли интернет-экономики. А есть еще и банкинг, который перемещается из офф-лайна в он-лайн, и IР-телефония, которая, напротив, зародившись во Всемирной паутине, стала доступна как услуга через обычной телефон. Многие проекты пережили смутные времена и к настоящему времени прибавили в капитализации: пусть инвесторы и не получают дивидендов, зато могут выгодно продать принадлежащие им доли. По всему видно, что Рунет действительно обрел второе дыхание, в него идут инвестиции, привлекаемые не обещанием золотых гор, а вполне реалистичными бизнес-планами. Это нормально, и так должно быть...

По информации "Итогов", Cnews.ru, Compulenta.ru

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости