Когда-то романтики мечтали стать космонавтами, а прагматики - продавцами. Моя горячо любимая теща до сих пор ностальгирует по тем временам, когда она заведовала небольшим промтоварным магазинчиком. Даром, что прилавки были девственно пусты, а зарплаты мизерны: те, кто имел прямой доступ к "закромам Родины", даже на грошовый заработок могли обеспечить себе сладкую жизнь.
В наши дни романтиков как-то поуменьшилось, а приземленные материалисты стать за прилавок не спешат. По данным интернет-сайта Job.ru, средняя заработная плата продавца не превышает по Москве четырехсот долларов: деньги невеликие даже для двадцатилетних. И что толку наблюдать изобилие торговых залов, если ты не в состоянии купить приглянувшуюся вещь? Но та кадровая политика, которую проводит компания "Евросеть", возможно, поможет вернуть профессии продавца утраченный престиж: средний заработок продавца-консультанта в салонах сотовой связи "Евросеть" - девятьсот долларов. Но дело не только в высоких зарплатах.
Пятьсот "кадров" в месяц
К окошку бюро пропусков главного офиса "Евросеть" в Бумажном проезде движется очередь:
- Нам в отдел кадров!
К концу года компания планирует удвоить количество принадлежащих ей торговых точек. Сейчас их 230 только в Московском регионе. А значит, резко расширяется штат. Лишь в ближайший месяц на работу будут приняты около пятисот человек. Ждут специалистов в области логистики, работников склада, кассиров-учетчиков, курьеров, охранников. Но большая часть вакансий - целых триста - открылась для продавцов-консультантов. Их здесь без тени иронии, а скорее с уважением называют "кормильцами".
- Мы наиболее динамично развивающаяся компания в своем секторе рынка, - поясняет директор по персоналу Орест Ковтун. - И сохранить темпы роста можем, только опираясь на молодежь. Нам нужны грамотные, работоспособные, самостоятельные люди. Высокая зарплата - лишь часть того, что мы можем им предложить.
По словам кадровиков, сейчас они параллельно работают над двумя проектами, которые сделают работу в компании еще привлекательнее. Во-первых, запускается новая социальная программа. Помимо привычной медицинской страховки, абонементов в спортивные залы, сотрудники получат возможность бесплатно выезжать на экскурсии и базы отдыха. Совместно с фирмами-производителями организуются туры за границу, где развлекательные программы будут совмещаться с тренингами и семинарами. Идут переговоры с банками о предоставлении кредитов сотрудникам компании под ее гарантии. Во-вторых, разрабатывается компьютерное обеспечение, которое позволит ввести гибкие графики работы:
- Сейчас продавцы могут выбрать один из трех существующих графиков, - говорит Орест Ковтун. - Пять рабочих дней - два выходных, два через два или три через три. Но с переходом на новую систему каждый продавец-консультант сможет планировать свое рабочее время с учетом своих возможностей: кому-то надо уйти пораньше, чтобы забрать из детсада ребенка, кому-то, наоборот, с утра надо на занятия в вуз, и он поработает вечером.
Марш Мендельсона с сурдопереводом
Когда трудовой коллектив называют родной семьей, это все же звучит несколько пафосно. Но иногда метафора становится реальностью: этой весной в "Евросети" сыграли сразу несколько свадеб. К служебным романам здесь уже привыкли: средний возраст работников компании - двадцать пять лет. Но, кстати сказать, к этому возрасту многие уже считаются старожилами и успевают хорошо подняться по служебной лестнице. Например, Олегу Николаенко всего двадцать шесть. В "Евросеть" пришел, окончив Военную академию им. Дзержинского и отслужив полтора года в войсках:
- Я очень скоро осознал, что особых перспектив в армии для меня нет. И пришел сюда. Начинал, как и все, -стажером. Через два месяца стал продавцом-консультантом, потом старшим продавцом, перешел в региональный отдел и теперь управляю Казанским филиалом.
- Для того чтобы даже на время уехать из Москвы, должна быть веская мотивация...
- Она присутствует в полной мере: это высокая зарплата и моральное удовлетворение. К концу года штат сотрудников филиала расширится до шестисот человек. Я горжусь, что компания растет и благодаря моим усилиям.
Тем, что вчерашние продавцы вырастают до руководителей секторов, управляющих филиалами, начальников служб, в компании никого не удивишь: такова кадровая политика. Руководителей здесь предпочитают воспитывать внутри коллектива. И не важно, москвич ты или приезжий, гуманитарий или технарь: было бы желание работать. А недавно в компанию взяли несколько человек, владеющих техникой сурдоперевода. Вряд ли эти знания принесли бы им дополнительные преимущества на любом другом месте работы. В "Евросети", напротив, это зачлось, как большой плюс: сейчас многие люди с плохим слухом покупают сотовые телефоны, чтобы обмениваться эсэмэсками. Теперь им будет проще общаться и с продавцами. В одном из салонов трудится чернокожий афромосквич, в другом -представители секс-меньшинств. И эти торговые точки делают неплохие продажи.
Моральный кодекс капиталиста
Как-то я прочел в журнале "Америка" статью о моральном стимулировании сотрудников американских фирм. Как пример приводилась история коллектива программистов. Молодые ребята разработали для крупной авиакомпании компьютерное обеспечение, которое позволило их боссам сэкономить три или четыре миллиона долларов. В качестве премии каждому члену команды вручили миниатюрную модель "Боинга" и вывесили их фото на специальном стенде. И никаких денежных поощрений: акулы капитализма посчитали, что их высочайшее внимание куда приятнее шороха стодолларовых купюр.
В компании "Евросеть" доски почета нет.
- Многие фирмы не скупятся на почетные грамоты и памятные фото для своих работников, - говорит Элина Дорикова, руководитель службы персонала компании. - На наш взгляд, это продиктовано лишь скупостью работодателя: куда проще раз в квартал потратиться на вымпел, чем ежемесячно выплачивать надбавки и премии. В нашей компании активность любого сотрудника оборачивается для него вполне материальной выгодой. И если вы стали победителем какого-то профессионального конкурса, то вполне можете рассчитывать на серьезный подарок: портативный компьютер, цифровую фотокамеру или деньги.
***
Когда я беседовал с Ириной Буровой, руководителем сектора и управляющей Дворцом связи на Тверской, у нее зазвонил телефон:
- Я дома! Ой, то есть на работе...
Положив трубку, Ирина рассмеялась:
- Постоянно так оговариваюсь! Для меня гораздо важнее денег то, что здесь я смогла почувствовать себя, что называется, бизнес-леди. Под моим началом сейчас более пятидесяти человек, достаточно большое торговое предприятие. Приятно осознавать: я могу, у меня получается. Это и есть главный моральный стимул: возможность к постоянному самосовершенствованию, росту. Да, меня поощряют. В прошлом году за счет компании LG, нашего делового партнера, на десять дней ездила в Корею, побывала на заводах фирмыпроизводителя. Но не менее приятно, что эти стены действительно стали для меня домом, где я почувствовала себя хозяйкой своей судьбы.
- А как все начиналось?
- Четыре года назад я устроилась в "Евросеть" стажером...
***
Средний заработок продавца-консультанта в салонах сотовой связи "Евросеть" - $900
***
Высокая зарплата -лишь часть того, что мы можем предложить