О том, как успешно реструктуризировать бизнес, рассказал заместитель генерального директора по финансам и экономике ЗАО "Томилинская птицефабрика" кандидат экономических наук Антон СУРКОВ.
- Антон Анатольевич, Томилинской птицефабрике в нынешнем году исполняется 75 лет. Что представляет собой это предприятие сегодня?
- Можно сказать, что это большое индустриальное постсоветское предприятие в условиях современной экономики, инновационного климата и новых технологий управления. Предприятие всегда было градообразующим, поселок Томилино и поныне остается самым большим поселком городского типа Московской области. Только численность работающих на птицефабрике достигала 2, 5 тысячи человек.
Экономическая ситуация 90-х годов, вызвавшая кризис и в птицеводческой отрасли, привела к тому, что к 2001 году на Томилинской птицефабрике объемы производства яйца и мяса птицы сократились в 4 раза, а кредиторская задолженность возросла до опасного уровня. В этом же году предприятие прошло процедуру банкротства, и новым руководством было принято решение о реструктуризации бизнеса.
Отказались от производства яйца и мяса птицы. Во-первых, расположение птицефабрики в непосредственной близости от Москвы, Люберец и Томилина, а также Ново-Рязанского и Рязанского шоссе создавало экологические проблемы. С другой стороны, недешевая рабочая сила Московского региона и отсутствие собственной кормовой базы не позволяли добиться высокорентабельного производства яйца и мяса птицы.
Новое стратегическое направление развития предприятия
- это в первую очередь производство ингредиентов для пищевой промышленности. На базе нашего комплекса переработки яйца создано современное высокотехнологичное производство сухих и жидких яичных продуктов. Сегодня мы в тройке лидеров российского рынка этого сегмента - как по объемам производства, так и по качеству продукции. Наши покупатели - "Эфко" (торговая марка "Слобода"), Нижегородский масложировой комбинат (торговая марка "Ряба"), Московский жировой комбинат, компании " Большевик"-"Danone", "Harrys", сеть магазинов "Ашан", Клинский мясокомбинат и другие.
Сейчас комплекс перерабатывает полмиллиона яиц в день, поставляемых нам другими птицефабриками. Планируется в перспективе приобретение или строительство своей птицефермы в Подмосковье. Завершение к концу
2004 г. второго этапа модернизации комплекса также позволит расширить ассортимент продукции. Мы практически готовы к выпуску очень ценного яичного продукта лизоцима, используемого в пищевой и фармацевтической промышленности. К сожалению, несовершенство государственных стандартов не позволяет немедленно начать производство этого продукта. Рынок предъявляет все новые и новые требования по качеству самого продукта, качеству обслуживания клиента, по объему производства и ценам. Сейчас ведутся переговоры с западными партнерами, ведь без совершенствования технологий производства в конкурентной борьбе выжить достаточно сложно.
- Инновации требуют определенных инвестиций...
- Когда потребовались инвестиции, предприятие находилось в достаточно тяжелых условиях: шла процедура банкротства, и ни один банк не рисковал давать деньги. Поэтому в основном это были собственные средства компании. Мы инвестировали в то производство, которое позволило в кратчайшие сроки вложения окупить.
Еще одно перспективное направление - центр логистики и складской комплекс. Территориальная близость к Москве, транспортный узел с собственной железнодорожной веткой в непосредственной близости с двумя федеральными автотрассами, - все это дает конкурентное преимущество. Мы благоустроили территорию, создали 80 тыс. кв. м складских площадей класса "В". Построен холодильник для хранения замороженных продуктов на 3700 палетомест. Так что предоставляем услуги, связанные с хранением товаров и продуктов, с их обработкой и с доставкой. В ближайшее время мощность складов будет увеличена на 40%. Наши клиенты - "Вимм-Билль-Данн", "Спорт-Мастер", "Техносила", "Мултон", "Строй-сити" и другие.
Компания также имеет легковой автотехцентр, обслуживающий клиентов г. Люберцы, п. Томилино и Юго-Восточного округа Москвы. Подписано соглашение с компанией "Автотор", производителем автомобилей "KIA", наш холдинг является официальным дилером, имеет право на гарантийное и постгарантийное обслуживание. Начато строительство торгового центра, где можно будет купить новейшие марки "KIA". Ведутся переговоры с компанией "Ford" о создании дилерского центра.
Мы усовершенствовали свою АТС, оснастили ее новым цифровым оборудованием и оптико-волоконными средствами коммутации. В состоянии предоставить пользователям более 20 тыс. московских и федеральных номеров, выделенные интернет-линии.
- В вашем холдинге есть совет ветеранов труда, действуют кружки и студии, библиотека в ДК, музей и архивная служба, шахматный клуб. Команда шахматистов, выступающая за п. Томилино, даже является чемпионом Московской области! Это все для имиджа или результат серьезной социальной политики?
- Это политика компании, которая проводится для укрепления ее кадрового потенциала и имиджа. Повышаем социальный статус предприятия, всегда рады помочь нуждающимся. Помогаем детским садикам, школам, больницам.
Компания у нас молодая, большая работа была проделана для того, чтобы привлечь молодежь, потому что молодежь - это новая струя, новые знания, новое мышление. Мы делаем все, чтобы заинтересовать и работой, и досугом, какими-то социальными гарантиями и льготами.