Грань между экспедиторами и логистическими фирмами в связи с расширением сферы услуг этих фирм до сих пор остается для клиентов достаточно туманной.
Руководитель фирмы АСЕ Logistics AS Карли Ламбот рассказал, что приблизительно в 2000 году, будучи председателем правления Ассоциации экспедиторов Эстонии (ЕЕА) предлагал нескольким членам правления оценить возможность переименования ЕЕА в Союз логистических фирм Эстонии. "Предложение так и осталось предложением, поскольку наименование организации должно точно отражать, интересы каких компаний она представляет", - сказал Ламбот.
Несомненно, логистика и экспедирование - различные понятия и виды деятельности, но они имеют большую область соприкосновения По мнению Ламбота, основная цель деятельности логистической фирмы - это обеспечение клиента необходимым товаром в нужном месте и количестве, в нужное время и по подходящей цене, что, в свою очередь, принесет клиенту максимальную прибыль и оптимизацию денежных потоков.
Экспедиторская фирма оказывает услуги по перевозке товара, его перевалке, консолидации и распределению грузов, промежуточному хранению, информационные, а также сопутствующие услуги - таможенное оформление, страхование. Проводит расчеты с грузоотправителем и грузополучателем.
"Проблема в том, что понятия экспедирование и логистика идентифицируются в разных источниках разными авторами по-разному. Все-таки можно говорить, что логистическая услуга более широкое понятие по сравнению с экспедиторской услугой, - пояснил Ламбот. - Основное отличие состоит в том, что экспедиторские услуги не охватывают управление денежными потоками, а также связанное с ними управление информационными потоками".
Грань между логистикой и экспедированием
Председатель правления Союза логистиков Эстонии Иллимар Паул придерживается мнения, что грань между экспедированием и логистикой можно провести там, где начинается управление складскими запасами. "Если фирма принимает участие в определении оптимальных запасов, рассчитывает уровни пополнения запасов, экономическую целесообразность количества заказов, организует буферное складирование и прогнозирует спрос - это логистическая фирма. Кто ограничивается только перевозками, хранением, таможенным оформлением и обработкой груза по заказу клиента - является экспедитором, как в классическом понимании, так и в представлении фирм, оказывающих логистические услуги", - говорит Паул.
По мнению Паула, в Эстонии логистическими фирмами можно назвать Smarten Logistika, Via 3L, Jaotuskeskus, KeSped. Эти фирмы занимаются управлением и оптимизацией складских запасов клиентов.
Причины популярности термина "логистика"
"Если проанализировать, почему в разговоре понятие "логистическая фирма" получило такое широкое распространение, то, в первую очередь, можно назвать две причины: во-первых, недостаточное знание этого вопроса и, во-вторых, логистическая фирма в глазах потребителя выглядит более активной и привлекательной, чем экспедиторская или транспортная фирма, - добавил Ламбот. - Тем не менее нет оснований считать, что грань между логистическими и экспедиторскими услугами стирается, просто чаще эти понятия используются неправильно".
Тенденции развития логистического рынка
Естественно, некоторые экспедиторские фирмы потихоньку перерастают в логистические фирмы. В таких случаях они предлагают, помимо экспедирования, еще и логистические услуги."Если, теори-тически, возможно такое положение, что логистическая фирма сама не предоставляет экспедиторские услуги, это касается логистических фирм 4РЕ-уровня, деятельность которых сравнима скорее с консультационной", - сказал Ламбот.
Руководитель продаж фирмы NBI Ekspeditsiooni Андрее Лехт считает, что существует тенденция перерастания экспедиторских фирм в логистические, но не наоборот. "Одной из основных причин таких изменений является желание фирм предложить своим клиентам полный комплекс услуг, что, в свою очередь, обусловлено желанием клиента общаться с одним исполнителем, - объяснил Лехт. - Для клиента неудобно покупать по отдельности услуги перевозки, таможенного оформления, хранения и т. д. у разных фирм".
С другой стороны, Паул предполагает, что в будущем хорошо развитые логистические фирмы начнут выполнять некоторые экспедиторские функции.