В порту Мууга сегодня практически нет свободной земли, потому Индустриальный парк - прекрасная возможность для деловых людей, заинтересованных в бизнесе, связанном с морскими перевозками. Фото Александра ГУЖОВА
Не исключено, что в скором времени в Индустриальном парке порта Мууга начнут... выращивать цыплят. Во всяком случае, создатели обещают не отвергать ни одну бизнес-идею. Воспользоваться новой инфраструктурой можно начиная с апреля - первая часть парка будет готова уже через два месяца.
- Индустриальный парк порта Мууга задуман для того, чтобы не просто переваливать в грузы, но и развивать так называемую логистику с прибавленной стоимостью, - поясняет директор по маркетингу AS Tallinna Sadam Эрик Сакков. - То есть перерабатывать товар в ходе транспортировки грузополучателю. Это дает нам не только прибавленную стоимость, но и вообще позволяет привлечь в Эстонию дополнительные деньги.
Индустриальный парк (кусок земли внушительного размера - 60 гектаров) расположен за территорией Мууга. В порту практически не осталось свободной земли, новые терминалы уже вынесены в море. Господин Сакков полагает, что и это не предел, и через энное количество лет порт вплотную подойдет к построенным вокруг домам, благодаря чему Маарду превратится в весьма процветающий город.
Все сразу
Мууга сегодня - это территория в 410 гектаров и акватория в 742 гектара, через которые проходит 80 процентов грузов порта Таллинн и около 90 процентов всего транзита Эстонии. Плюс терминалы для обработки жидких, сухих грузов, зерна, стали, угля, а также статус свободной экономической зоны и опытные, квалифицированные компании-операторы. Неудивительно, что все это привлекает деловых людей, заинтересованных в использовании преимущества близкого расположения морских причалов.
Понятное дело, инвестор, даже будучи уверенным в том, что Эстония - идеальное место для воплощения суперприбыльной бизнес-идеи, не имеет зачастую ни малейшего понятия о системе наших правовых актов. И потому детальное планирование и дальнейшее строительство предприятия может занять... годы. Иногда то, что отнимает много времени у местных специалистов, иностранцам оказывается и вовсе не по силам. Неудивительно, что многие прибегают к помощи дорогих бюро недвижимости и адвокатских контор. Порт же предлагает решить эти проблемы - все и сразу. Хочешь открыть свой бизнес? Действуй - все готово!
- Общеполитические и таможенные условия, а также свободная зона порта Мууга делают его очень привлекательным для многих клиентов, - продолжает господин Сакков. - Поскольку главный, земельный ресурс почти исчерпан, мы купили территорию прямо за Мууга, чтобы в дальнейшем дать клиентам возможность проводить различные работы в порту.
Земля - детям
Индустриальный парк, конечно, не открывает Америки - по этой схеме работают многие порты мира. В том числе и Мууга, гордостью которого является фабрика Galvex, позволяющая не только перевозить через эстонский порт рулоны российской стали, но и перерабатывать ее. А также DBT, перед отправкой перемешивающий и пакующий в мешки российские удобрения.
Благодаря новому проекту организовать дело будет проще простого, и таких предприятий должно становиться все больше. По сути, Индустриальный парк можно сравнить с предлагающимися нынче участками под частную застройку - в Мууга подведены шоссейные и железная дороги, водопровод, газопровод, электричество. Будущему арендатору остается выбрать приглянувшийся кусок земли и оформить право на застройку всего за один день. К тому же, при наличии соответствующих гарантий порт поможет выстроить на участке все, что нужно новому партнеру, - вплоть до фабрики или внушительных складских помещений.
- Мы предлагаем экономить время, этот ресурс в Эстонии до сих пор не используется, - считает господин Сакков. - И помогаем быстро начать новое дело.
Интересно, что инвестор при этом получает право на застройку - на срок от 36 до 99 лет, приравненное к праву собственности: такая недвижимость может служить, например, залогом для банка. "Землю мы не продаем, а оставляем детям, чтобы и следующие поколения могли зарабатывать на этом бизнесе", - говорит директор по маркетингу.
Цыплята - Made in EU
Какие именно бизнес-идеи можно осуществить с помощью Индустриального парка Мууга?
- Самое простое и понятное - компьютерный завод, - поясняет Эрик Сакков. - Комплектующие части можно доставлять на судах, скажем, из Америки и собирать в Мууга. Ну, а готовые компьютеры отправлять по всему миру - снова в контейнерах.
Интересна идея производства куриного мяса. Оказывается, по морю можно перевозить не только грузы, но и... живых цыплят. Итак, выгружаем цыплят, выращиваем, затем отправляем замороженное и упакованное куриное филе (ясное дело, Made in EU) - опять же морем.
Возможно также устроить склады - допустим, для хлопка, ведь специального "хлопкового" терминала в Мууга нет. Среднеазиатские республики могли бы привозить сюда свою продукцию, торговать ею на бирже и отправлять покупателям на судах. Обсуждаются также идеи строительства нефтеперерабатывающей фабрики, станции очистки химических отходов, цеха по металлообработке, а также многие другие.
Создатели Индустриального парка полагают, что наибольший интерес к нему проявят деловые люди Швеции, России и Германии. И не собираются отказываться ни от одного проекта. Особенно приветствуются идеи использования ресурса сырья, которое можно доставить только на судах, и потому привлекающие в порт больше грузов. И главное - серьезная продукция, ведь Эстония давно перестала быть местом размещения дешевого производства.
Инвестиции в будущее
Словом, хотя подобные проекты есть везде, новый Индустриальный парк явно выделяется своей масштабностью. И бизнес-идеей - использование больших площадей ориентировано на продукцию, связанную с деятельностью порта.
- В Америке земли около порта выкупаются на очень выгодных для прежних владельцев условиях, - говорит Эрик Сакков. - Хотя сам порт, может быть, остается еще далеко, новые владельцы бронируют землю заблаговременно - "для детей". Ведь порты всего мира постоянно расширяются. И кто знает, что будет в Мууга лет эдак через 100-200?..
Помимо прочего, проект Индустриального парка позволяет с еще большей уверенностью говорить о завтрашнем дне, зарабатывая не только за счет транзита и постоянно растущих пассажирских перевозок. А также, предлагая партнерам новую услугу, успешно конкурировать с портами других стран.