ВЛАДИСЛАВ БАУМГЕРТНЕР ПРЕЗИДЕНТ ОАО "УРАЛКАЛИЙ": НАША ЦЕЛЬ - ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Российскую отрасль минеральных удобрений отличает большой масштаб. Поэтому основной конкурентной средой для нее является мировой рынок. Сегодня конкурируют не отдельные предприятия на региональных рынках -мы видим глобальную конкуренцию стран-производителей удобрений. Поэтому успех отечественной отрасли удобрений - это не только успех предприятий, но и залог экономического развития России. Немногие предприятия-производители ставят перед собой амбициозные задачи. Еще меньше - решают их. Примером динамичного развития агрессивной политики по выходу на новые зарубежные рынки может служить компания "Уралкалий". О том, как выигрывать в конкурентной борьбе с западными производителями, мы попросили рассказать ее президента Владислава БАУМГЕРТНЕРА.

-Владислав Артурович, что, по-вашему, является ключом к успешной, стабильной работе на мировом рынке удобрений?

- Понимание логики его функционирования и основных тенденций его развития, профессиональный маркетинг, создание глобальной сбытовой сети. И надо сказать, что предприятия отрасли в этом преуспели. Например, наша компания совместно с генеральным дистрибьютером открыла торговые представительства в Сингапуре и Китае, Европе и Латинской Америке. Это позволяет Уралкалию устойчиво работать при изменениях конъюнктуры на отдельных региональных рынках и проводить гибкую маркетинговую политику.

- Но наверняка есть и препятствия?

- Критичным для отрасли по прежнему является то, что некоторые страны продолжают открыто проводить протекционистскую политику по отношению к собственным производителям. Под предлогом борьбы с антидемпингом продолжают действовать ввозные запретительные пошлины на калий в Европу. Нам кажется, что это как раз та область, где необходимо объединение усилий производителей и государства. Разрушение дискриминационных барьеров по отношению к российским производителям является важным элементом повышения конкурентоспособности как отрасли удобрений так и в целом российской экономики.

- Для ориентированных на экспорт предприятий особое значение играет логистика: нужно суметь поставить товар покупателю в оговоренный срок, с сохранением всех параметров качества и наиболее эффективным способом. Как ваша компания выстраивает эффективную логистическую инфраструтуру?

- "Уралкалий" работает по трем основным направлениям. Во-первых, мы занимаемся развитием собственного парка специализированных вагонов. Сегодня большинство предприятий отрасли перешли на отгрузку собственным парком вагонов. В "Уралкалий" этот показатель составляет 99%. Основными причинами такого подхода является сокращение парка минераловозов у Российских железных дорог и рост объемов перевозок удобрений. Так что мы просто вынуждены сами думать о том, как перевозить свою продукцию.

Вторая составляющая логистической инфраструктуры - строительство специализированных портов. Наличие оборудованных портовых мощностей является одним из узких мест для развития отрасли и повышения конкурентоспособности предприятий. Поэтому предприятия отрасли идут на серьезные инвестиции в строительство или развитие собственных современных портов. Так, "Уралкалий" заканчивает вторую очередь строительства Балтийского балкерного терминала. Общая стоимость проекта составила 80 млн долларов. Строительство терминала позволило существенно сократить транспортные издержки, повысить эффективность использования вагонного парка и обеспечить сохранность качества продукции. В настоящее время совместно с "Росморпортом" и при участии правительства Санкт-Петербурга идет проработка проекта углублении канала Санкт-Петербургского Морского порта.

Наконец, третья часть - это совершенствование системы управления логистикой предприятия. В "Уралкалий" создан диспетчерский участок для управления собственным подвижным составом, внедрена гибкая система планирования железнодорожных перевозок. Все это, в конечном счете, позволяет нам перевозить большие объемы грузов меньшим количеством вагонов.

- Российская отрасль удобрений достаточно длительное время находилась в привилегированном положении по отношению к своим мировым конкурентам. Но, похоже, это время прошло?

- Да, и это признают многие компании. Анализ рентабельности за 2003 год показывает, что предлагаемый государством уровень тарифов на услуги естественных монополий ограничивает развитие предприятий. Об этом все говорят, тема уже становиться скучной, но от этого не менее актуальной. В прошлом году стоимость железнодорожных перевозок выросла на 12%. На 24,7% повысились цены на газ, на теплоэнергию - почти на 10%, на электроэнергию - на 5,4%. Негативно сказалась на предприятиях-экспортерах, которых среди производителей минеральных удобрений большинство, наметившаяся в прошлом году и продолжившаяся в этом тенденция укрепления курса рубля. Компания "Уралкалий" по этой причине недополучила в 2003 году 5% от планируемой выручки.

Поэтому главной задачей для сохранения конкурентоспособности отрасли становится повышение производительности. Это подразумевает полный контроль над всеми внутренними издержками, оптимизацию численности персонала, технологическую реструктуризацию, направленную на внедрение наиболее производительных технологий, вывод и продажу всех непрофильных активов.

Рост тарифов на энергоносители подталкивает предприятия на развитие собственных энергетических мощностей-бизнеса, который не является профильным для отрасли удобрений, но позволяет сохранять контроль над одним из важнейших элементов себестоимости продукции. -Когда устанавливали экспортные пошлины, говорили о том, что это инструмент позволяющий защитить внутренний сельскохозяйственный рынок. Как это сказывается на конкурентноспособности предприятий отрасли?

- Мы считаем, что сохранение экспортных пошлин, в том числе на калийные удобрения, в условиях низкого спроса на внутреннем рынке является серьезным сдерживающим фактором для развития предприятий. Экспортные пошлины в данном случае выполняют фискальную роль. Предприятия отрасли ставятся в заведомо худшие условия по отношению к зарубежным конкурентам, что отрицательно влияет на их конкурентоспособность.

- Несмотря на это, "Уралкалий" в последние годы активно наращивает объемы производства. В 2002 году выпущено 4 миллиона тонн удобрений, в 2003-м - на 300 тысяч тонн больше. Значит, есть резервы?

- Анализ работы на рынке удобрений показывает, что по настоящему успешными и конкурентоспособными сегодня могут быть только предприятия, занимающие серьезную долю мирового рынка. Экономика масштабов играет в нашем бизнесе решающую роль. Большие объемы производства позволяют поднять производительность труда без существенного сокращения персонала, получать доступ к финансовым рынкам, осуществлять масштабные инвестиции в логистическую инфраструктуру, производить модернизацию предприятий, вести научные разработки, осуществлять глобальное маркетинговое присутствие. Именно поэтому основные предприятия отрасли выбрали стратегию роста.

Компания "Уралкалий" поставила перед собой задачу-удвоить объемы производства к 2012 году при благоприятной рыночной конъюнктуре. Уже к 2007 году мы будем выпускать 7 миллионов тонн удобрений.

- Выйдя на мировой рынок, отрасль удобрений прошла жесткую школу...

- ...и лучшего учителя, чем свободный конкурентный рынок, нет. Он учит тому, что без масштабных инвестиций будущего нет. Большой износ производственных мощностей, морально устаревшее оборудование, отсутствие должной организации бизнес-процессов оставляет некоторым российским предприятиям единственный путь сохранения конкурентоспособности: продажа продукции по минимальной рыночной цене. С учетом ценового давления на основные статьи расходов производства в России

- это путь медленного вымирания.

Для предприятий, думающих о повышении своей конкурентоспособности, одним из основных элементов стратегии являются инвестиции в качество продукции. Для "Уралкалия" уже остались позади те времена, когда наша продукция торговалась с дисконтом от рыночной цены. Сегодня высокое качество калийных удобрений от "Уралкалия" не просто признано на основных мировых рынках, покупатели уже готовы платить ценовую премию по отношению к продукции конкурентов. Успех стал возможен только благодаря инвестированию на протяжении ряда лет десятков миллионов долларов в переоснащение производства, внедрению систем автоматизации, изменению системы мотивации труда, инвестициям в научные разработки и систему качества.

- Стабильное финансовое положение позволяет вашей компании самостоятельно реализовывать инвестиционную программу. В то же время многие Российские предприятия сегодня много говорят о необходимости выхода на мировые финансовые и фондовые рынки. Что Уралкалий думает об этом?

- Доступ к финансовым рынкам и стоимость капитала являются существенными, если не решающими факторами обеспечения конкурентоспособности. Надо признать, что это та область, где российская промышленность пока существенно отстает от своих зарубежных конкурентов, давно и успешно работающих с мировыми финансовыми рынками. Нашим предприятиям предстоит существенно повысить прозрачность бизнеса, повысить управляемость предприятиями на базе современных ЕRР-систем. Мы понимаем необходимость повышения корпоративной культуры и управления, уважения прав миноритариев, проведения внятной дивидендной политики. Мы стремимся сделать бизнес наших компаний понятным и предсказуемым для зарубежных инвесторов и финансовых институтов. Конечная цель ведущих предприятий отрасли - выход на рынки капитала, что само по себе будет являться признанием конкурентоспособности предприятий отрасли, а значит и российской экономики.

***

СПРАВКА: ОАО "Уралкалий" - крупнейший в России производитель калийных удобрений. Основной продукт - хлористый калий - используется для прямого внесения в почву и как один из важнейших компонентов при производстве сложных удобрений. Продукция "Уралкалия" имеет огромное значение для сельского хозяйства. Хлористый калий способствует повышению урожайности, сопротивлению растений заболеваниям, стойкости плодов при хранении и транспортировке. Березниковские удобрения доставляются потребителям более чем в 50 странах мира. "Уралкалий" выпускает около 10% мирового объема калийных удобрений. Основные рынки сбыта - Бразилия, Индия, Китай, Малайзия.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости