Мебельная компания "Шатура" закончила строительство деревообрабатывающего производства и теперь надеется продать его
Мебельная компания "Шатура" на днях запустила комплекс по производству древесностружечной плиты (ДСП). Как сообщило журналистам в ходе пресс-конференции руководство компании, этим событием "завершился восьмилетний период создания стратегической конструкционной базы", общая стоимость которой составляет около 50 млн долл. В то же время руководство компании не скрывает того, что создание деревообрабатывающего производства - шаг вынужденный. По словам участников рынка, это связано с тем, что в России дефицит этого сырья и за ним буквально "стоят очереди". При этом ввозимая из-за рубежа плитка стоит в три раза дороже отечественной. Судя по всему, именно с целью снизить себестоимость продукции "Шатура" и создала собственное производство ДСП. Между тем, считают эксперты, новое производство станет серьезной дополнительной нагрузкой для компании, так как сейчас она несет большие расходы, связанные с ребрендингом своей розничной сети.
Мебельная компания "Шатура" является вертикально интегрированным холдингом, куда входит мебельное производство и торговая компания, которая занимается реализацией мебели. Основными акционерами являются гендиректор МК "Шатура" Валентин Зверев, ООО "АРС-Финанс" и ЗАО "Кубок-плюс". По оценкам специалистов "Шатуры", компания поставляет на российский рынок около 12% от всей производимой в стране мебели. В мае 2003 г. "Шатура" приобрела ЗАО "Европейская мебельная компания". Объем продаж "Шатуры", по предварительным данным, за I полугодие 2004 г. составил 1, 7 млрд руб. (с НДС), что на 12% выше показателя за аналогичный период 2003 г., чистая прибыль - 89, 3 млн руб. При этом чистая прибыль МК "Шатура" в 2004 г. может достичь 10 млн долл.
На днях "Шатура" объявила о том, что 12 июля запустила вторую линию завода по выпуску древесностружечной плиты (ДСП). Общий объем инвестиций в создание этого производства к середине 2004 г. составил 50 млн долл. Об этом в ходе пресс-конференции журналистам сообщил директор по корпоративным отношениям и финансам МК "Шатура" Алекс Валухофф. Финансирование проекта велось как за счет собственных средств, так и кредитов Сбербанка. "После ввода нового комплекса в эксплуатацию мы получим возможность увеличить производство ДСП более чем в 2 раза - примерно до 170 тыс. куб. м в год, - пояснил журналистам г-н Валухофф. - Это означает возможность увеличения выпуска готовой продукции также почти в 2 раза (с учетом использования мощностей завода "Шатура" в Подмосковье и "Европейской мебельной компании" в Саратове)". Сейчас собственное потребление ДСП внутри группы составляет около 120 тыс. куб. м в год.
Расширение производственной цепочки вплоть до изготовления сырья, необходимого для производства корпусной мебели, в "Шатуре" объясняют его огромным дефицитом в России. По данным компании, Россия занимает примерно 24% в мировом потреблении ДСП, но всего 0, 5% - в мировом производстве данной продукции. Еще в начале 90-х годов мебельная компания приняла решение отказаться от развития собственной базы по производству ДСП, однако практика показала, что отечественная плита зачастую не соответствует необходимым параметрам качества для производства мебели, а покупка ДСП у зарубежных производителей делает продукцию слишком дорогой для конечного потребителя. "Стоимость импортной ДСП с учетом транспортировки на российском рынке составляет 140-150 долл. за кубометр, что в 3 раза больше ее прямой себестоимости", - сказал г-н Валухофф. При этом мебельщики вынуждены постоянно находиться в зависимости от производителя ДСП как основного поставщика сырья их фабрикам. В частности, это являлось одной из основных проблем "Европейской мебельной компании", когда она еще не была приобретена "Шатурой". С этим согласны и другие участники рынка. "Открытие собственного производства ДСП для предприятия, производящего мебель, - шаг вполне объяснимый и оправданный. Это позволяет избежать ряда сложностей: компания застрахована от очередей на покупку ДСП (а такое случается), недопоставок и повышения цен. Наличие собственного производства позволяет выпускать мебель низкой себестоимости", - сказал RBC daily коммерческий директор мебельной компании "Юнитекс" Алексей Вышкварко. По этим причинам в 1997 г. прежнее решение "Шатуры" не развивать производство ДСП было пересмотрено, и в 2000 г. компания приступила к строительству собственного завода по производству древесностружечной плиты, первая очередь которого была запущена в ноябре 2002 г. В то же время опрошенные RBC daily эксперты утверждают, что для "Шатуры" развитие еще одного направления бизнеса (помимо производства мебели и ее продажи) будет непростой задачей. В рамках проводимого "Шатурой" ребрендинга компания уделяет особое внимание развитию сети магазинов нового формата, куда активно вкладывает средства. Кроме того, пытаясь стать более мобильной, "Шатура" намерена усовершенствовать логистику, в том числе улучшить работу складов в регионах. В связи с этим, по мнению участников рынка, деревообрабатывающее производство может стать серьезной дополнительной нагрузкой. С данным утверждением согласны, в принципе, и в самой "Шатуре". "Сегмент "древесные плиты" считается направлением бизнеса, в котором компания не обладает серьезными перспективами, но который имеет высокие синергетические связи с ее основным бизнесом (фактор качества и низкой себестоимости сырья)", - сказано в годовом отчете МК "Шатура". "Нужно понимать, что сейчас основную свою стоимость компания создает путем развития другого бизнеса. В первую очередь это производство мебели и развитие собственной розничной сети", - пояснил на пресс-конференции директор филиала МК "Шатура" Торговая компания "Шатура" Андрей Зверев.
Поэтому, предполагают участники рынка, компания "Шатура", скорее всего, надеется поднимать свой новый деревообрабатывающий бизнес с помощью стратегического партнера или же вообще продать его. "Продажа данного бизнеса возможна в случае снижения рисков зависимости от поставщиков древесных плит", - сказано в годовом отчете компании. Возможно, что с началом работы в нашей стране таких крупных западных производителей панелей из переработанной древесины, как Krono Holding AG, "Шатуре" удастся продать свое детище. Пока с целью использовать по максимуму мощности комплекса по выпуску ДСП и тем самым побыстрее его окупить "Шатура" собирается изготавливать и поставлять эту плиту и сторонним компаниям, работающим на мебельном рынке. Так, уже в августе-сентябре с. г. ею запланировано изготовление ДСП и мебели по заказам своего основного конкурента - шведской компании IKEA.
Отдел компаний