На Третьей Евро-Азиатской конференции по транспорту одобрено решение о продлении Международного транспортного коридора N2 (МТК) до Екатеринбурга. Это создает условия для единой технологии перевозок по Транссибу и МТК-2 и является, по сути, решением о создании трансконтинентального транспортного коридора. Готова ли к этому Свердловская магистраль?
Напомню, что дорога обслуживает территории Пермской, Свердловской и Тюменской областей, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, то есть примерно десятую часть страны, и выходит к портам Камского и Обского речных бассейнов.
Объем перевозок постоянно растет. Доля экспорта и импорта в отправлении-получении грузов приближается к 20 процентам. За рубеж идут в основном нефтепродукты, удобрения, лес, черные и цветные металлы.
Логика формирования высокотехнологичных транспортных коридоров "Запад - Восток" диктует необходимость укрупнения полигонов управления и создания мощных региональных центров управления перевозками. Один из лучших в стране центров уже год действует на нашей дороге. Здесь сосредоточено управление движением поездов от Нового Уренгоя до границы с Курганской областью, а также на протяжении 1350 километров Транссиба с запада на восток. На базе центра создана современная информационно-технологическая система, обеспечивающая необходимой информацией всех участников логистической цепочки в реальном масштабе времени. Так, внедрение системы "Грузовой экспресс" дало возможность создать базу данных припортовых и пограничных станций со сведениями о погрузке и продвижении вагонов с грузами в их адрес. В том числе всегда есть информация о наличии вагонов на путях припортовой станции.
Создав на новых принципах технологию перевозки минеральных удобрений со складов в Березниках на севере Пермской области до терминалов Санкт-Петербургского порта, мы добились самых больших объемов вывоза удобрений за последние десять лет (к уровню прошлого года они выросли на 17 процентов) с одновременным сокращением парка вагонов на треть.
Другой полигон работы - Экибастузский угольный круг протяженностью 3920 километров, где работают специалисты ЗАО НК "Казахстан темир жолы", Южно-Уральской, Свердловской и Западно-Сибирской железных дорог. Диспетчер контролирует продвижение угольных маршрутов от Экибастуза до электростанций Среднего и Южного Урала, а также Омской области. Маршрутная скорость угольных составов, работающих в системе "Свердловэнерго", выросла в среднем на 15 процентов, а оборот маршрутов сократился с 6, 5 до 5, 5 суток.
Теперь предстоит внедрить новые технологии для перевозки минеральных удобрений в порт Находка и нефтепродуктов с севера Тюменской области в российские порты Балтийского моря.
Важное направление нашей работы - увеличение объемов контейнерных перевозок, привлечение грузов международного транзита. Так, в первом полугодии по Транссибирской магистрали из Находки-Восточной в Бусловскую и обратно проследовало более пяти тысяч специализированных поездов, в которых перевезено 495 тысяч контейнеров. За два года транзит контейнеров практически удвоился. Для экспортных перевозок формируются контейнерные поезда на станциях Соликамск, Источник. На станции Камышлов работает специализированное депо, ремонтирующее крупнотоннажные контейнеры согласно международным требованиям. Его услугами пользуются многие крупнейшие международные перевозчики. С контейнерами успешно работают и депо на станциях Свердловск-товарный, Войновка, Блочная.
Европейское соглашение о важнейших международных транспортных коридорах устанавливает для них технические стандарты и экономические показатели. Один из них - скорость перевозок. Поэтому на дороге разработана программа, цель которой - увеличить маршрутную скорость на 10 процентов, чтобы сократить время доставки грузов из Москвы в Екатеринбург до 44 - 46 часов. Определен комплекс мероприятий, позволяющий к 2010 году перевести весь главный ход на более мощные конструкции пути. А чтобы увеличить пропускную способность направления, вес поездов, удлиняются пути на ряде станций, модернизируются устройства автоматики.
Еще одно важнейшее направление программы интеграции в МТК-2 - формирование общетранспортных логистических центров. Здесь особая роль принадлежит Екатеринбургу, географическое положение которого позволяет оптимизировать распределение товаропотоков. Сейчас Екатеринбург - третий в стране товарораспределительный центр, обеспечивающий переработку грузов, следующих с запада в направлении Центральной Азии, Южного Урала, Западной Сибири, Уральского и Тюменского севера. Здесь открыты распределительные склады обслуживания крупных торговых и промышленных компаний, перерабатываются все виды контейнеров и вагонов. Еще два года назад по инициативе дороги и правительства Свердловской области был создан Евро-Азиатский международный транспортно-логистический центр. По прогнозу центра, объемы грузовых перевозок к 2008 году достигнут 120 миллионов тонн, грузооборота - 145 миллиардов тонно-километров. Фактически темпы выше расчетных. Мы намерены в 2008 году выйти на 130 миллионов тонн погрузки. А грузооборот составит 166 миллиардов тонно-километров.
Впереди вступление России во Всемирную торговую организацию. Нерациональные транспортные издержки российских предприятий станут дополнительным барьером в конкуренции наших товаров на мировых рынках. Значит, уже сегодня необходима государственная поддержка транспортно-логистических систем. Я имею в виду прежде всего развитие юридической базы и согласованность нашего законодательства с международными конвенциями и соглашениями в таможенной, торговой и транспортной сферах.
***
Логика формирования высокотехнологичных транспортных коридоров "Запад - Восток" диктует необходимость укрупнения полигонов управления и создания мощных региональных центров управления перевозками.