СТОЛЫ И СТОЛЯРЫ

Собственное производство - важная составляющая успеха на рынке офисной мебели. По данным дистрибуторского центра "Тайпит", примерно 20% компаний, работающих на этом рынке, имеют свои производственные комбинаты. Делают они мебель в основном из импортных материалов и на станках западного производства. Однако сегодня преимущество на стороне тех, кто может быстро обслужить клиента и подстроиться под его требования.

Быстрое обслуживание

Понимание важности организации собственного производства в России пришло к участникам рынка во второй половине 1990-х годов. "То, что надо налаживать производство в России, все понимали давно, - объясняет заместитель генерального директора по маркетингу и продажам компании "Камбио" Яна Шамбер. - Мы, как и многие другие, начав с импорта, постепенно построили и запустили собственное производство. Это дает массу преимуществ, среди которых, к примеру, есть такие факторы, как оперативность реагирования на спрос и учет местной специфики. Сегодня, при огромном предложении на рынке мебели, преимущество на стороне того, кто быстро обслужит клиента. Консервативная цветовая гамма, размер столов, адаптированный к маленьким помещениям, возможность регулирования мебели по высоте - вот далеко не полный перечень специфических требований российского рынка. Все эти факторы можно учесть, производя мебель на собственном предприятии".

Собственные производственные мощности сегодня есть почти у всех участников рынка, входящих в первую десятку: в их числе ТПК "Феликс", центр офисной мебели "Юнитекс", группа Kraft, компания "Фронда", компания "Камбио".

Налаживая производство, участники рынка шли разными путями. Часть из них подумывала о работе "с чистого листа", а часть присматривалась к предприятиям "с историей". Второй вариант, к примеру, избрало руководство компании "Юнитекс". При поиске производственной базы в поле его внимания попал Правдинский мебельный комбинат (сегодня мебельный комбинат "Сторосс"), известный еще со времен первых пятилеток - в следующем году ему исполнится 70 лет. В 1930-е годы комбинат, расположенный в подмосковном Правдино, выпускал письменные и аудиторные столы, туалетные столики, театральные кресла и даже лодки каноэ. В советские времена он был одним из основных производителей мебели. В середине 1990-х годов это некогда градообразующее предприятие пришло в полный упадок. В 1997 году "Юнитекс" приступил к его "реанимации" -техническому переоснащению. Компания полностью модернизировала предприятие, инвестировав в него более $2 млн. "Остались лишь стены. Даже пол в цехах и на складах пришлось делать новый", - вспоминает коммерческий директор "Юнитекс" Алексей Вышкварко. Было поставлено новое оборудование и внедрена новая система управления. Специализация "Сторосса" - производство корпусной офисной и гостиничной мебели, в месяц он выпускает 50 тыс. готовых изделий.

Другим путем пошла компания Kraft, построив собственное производство фактически "с нуля". Показатели производственных площадей фабрики "Эфес", построенной компанией Kraft, вполне сопоставимы с итальянскими и немецкими аналогами: площадь производства составляет 7000 кв. м, из которых 2000 кв. м приходится на складские помещения. На фабрике занято около 300 человек. Первая офисная коллекция была выпущена в 2001 году. В настоящий момент фабрика производит три коллекции офисной мебели, и еще две находятся в стадии разработки.

Оборудование

По оценкам участников отечественного мебельного рынка, по уровню производства и технологий они соперничают со своими европейскими коллегами. Модернизируя предприятия, участники рынка устанавливают станки передовых итальянских и немецких станкостроительных концернов - SCM, Detel, Morbidelli, Theorema, Gridgio. Кроме того, участники рынка внимательно отслеживают новинки станкостроительного рынка. "В вопросах производства отечественные комбинаты сегодня не уступают европейским фабрикам, - говорит директор проекта "Офисная мебель" компании Kraft Владимир Васильев. - Наша фабрика "Эфес" работает на том же оборудовании, что и европейцы. Все появляющиеся в Европе технологии изучаются и при необходимости внедряются на производстве. Профессионалу достаточно одного взгляда, чтобы определить, на каком оборудовании мебель собиралась и какие технологии применялись. Региональные дилеры активно работают с мебелью российского производства, поскольку по качеству она не уступает европейской, а по цене - это оптимальное предложение, тем более для регионов".

Основной производственный процесс офисной мебели мало чем отличается от производства бытовой мебели из синтетических материалов. "Порядок действий таков: раскрой плитных материалов, обработка кромок, присадка и сборка, - объясняет директор по развитию компании "ДОК-17" Елена Николо-горская. - Как правило, станки для этих операций -массового производства серийных деталей - составляют единую линию. Отдельно устанавливаются станки, производящие более сложные детали - обрабатывающие центры, кромкооблицовочные станки по криволинейному контуру, мембранные прессы. Если предприятие работает с натуральными материалами, то дополнительно устанавливается оборудование для фрезерования деталей из массива, нанесения и шлифования шпона, а также оборудование (или камера) для отделки". Такое оборудование имеется на предприятиях, производящих кабинеты из натуральных материалов, -у компаний "Интерьер", "ДОК-17", "Феликс", "Камбио", "Сходнямебель". У последней компании, которая наряду с компанией "Шатура" относится к предприятиям "полного цикла", даже есть собственное производство ДСП и линии по ламинированию ДСП-плиты.А у "ДОК-17", например, помимо основных производственных линий, имеется линия по производству металлокаркаса, необходимого для изготовления металлических опор для офисной мебели. В нее входят трубогибные станки, сварочные роботы и линия порошковой окраски.

Материалы и комплектующие

БОЛЬШИНСТВО производителей офисной мебели работают на закупных материалах, в число которых входят ламинированная ДСП, кромочные материалы (меламиновая или ПВХ-кромка), листовые детали из металла, металлические опоры столов и другие металлические элементы, крепежная и наружная фурнитура, декоративные элементы, а также стекло и декоративные пластики. "Их можно найти как в России, так и в Европе, и в Азии - в основном в Китае и Юго-Восточной Азии, - говорит Елена Никологорская. - зависит от планируемой цены и объемов производства конечного продукта. Наиболее качественные и самые дорогие материалы привозят из Германии. Более "дизайнерские" и не такие дорогие, но зато менее надежные - из Италии; самые дешевые, но с "вариабельным" качеством и дизайном закупают в Китае и Юго-Восточной Азии. Но при поставках из азиатских стран вопрос упирается в объемы, контроль качества при закупках и организацию доставки". Чтобы снизить издержки, предприятия поступают следующим образом: пускают часть поставленных материалов в собственное производство, а часть продают. В этом случае окупаются затраты на логистику.

Некоторые материалы уже давно производятся и в России - это ламинированная ДСП, некоторые кромочные материалы, металлическая декоративная и крепежная фурнитура. По словам Елены Никологорской, стоимость российской продукции ниже, чем в Европе, однако выше, чем в Китае. Российские материалы частично использует в своем производстве ТПК "Феликс". "Что касается стран - поставщиков комплектующих, то это прежде всего Россия. Она поставляет основные материалы - ДСП и ДВП, а также металлические ноги-опоры и каркасы столов, - говорит коммерческий директор ТПК "Феликс" Вадим Кузнецов. - Пленка ПВХ, используемая в производстве коллекций "Технофорвард" и "Президент", производится в Германии. Также Германия поставляет нам фурнитуру (компании Hettich и Henke), кромочные материалы (Rehau), меламиновую кромку (Bausch и Schattdekor). Пластиковые профили и стекло для столешниц мы покупаем в Италии".

Выбор материалов определяется выбором ценовой ниши, в которую предприятие хочет попасть. Нормально, если материалы закупаются по всему миру. "Чтобы оптимизировать соотношение "цена-качество", надо использовать материалы от разных производителей. Возьмем, к примеру, стул. Да, он сделан в России. Но российским в прямом смысле слова его нельзя назвать - комплектующие к нему поставляются не только из России, но и из Италии, Германии, Белоруссии, даже Китая", - говорит Алексей Вышкварко.

Дорогие материалы, например дерево венге, палисандр или оливковое дерево, как закупались под единичные заказы, так и будут закупаться, не поступая в массовое производство.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости