Российский бизнес проходит поголовную автоматизацию - информационные технологии в той или иной форме активно внедряют многие российские предприятия - от банков и страховых фирм до производств с советским прошлым. О специфике применения IТ-систем в различных сферах российского бизнеса рассуждает Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, первый заместитель генерального директора компании КРОК.
- Дмитрий Валерьевич, какие компании в России, на ваш взгляд, являются лидерами по внедрению информационных технологий и почему?
- Начнем с того, что информационные технологии - это инструмент, который позволяет той или иной компании достичь существенных конкурентных преимуществ. Поэтому первыми в нашей стране IТ-решения начали внедрять предприятия, развивающиеся в наиболее конкурентной среде, - прежде всего банки и другие компании финансовой сферы.
Связано это было с тем, что главным способом привлечения клиентов в банки является возможность использования дополнительных сервисов. Даже рядовой потребитель, получая сейчас кредитную карточку банка, интересуется, может ли он пользоваться такой услугой, как SМS-банкинг, просматривать состояние своего счета через Интернет и т.д. А без внедрения новейших информационных технологий предоставление подобных услуг невозможно.
- Какие компании, по вашему мнению, именно сейчас наиболее активно используют новейшие IТ-решения?
- Я бы отметил телекоммуникационные компании. Этот бизнес напрямую связан с использованием информационных решений. Ни один сотовый оператор не сможет ввести новый тариф, не создав предварительно систему биллинга.
Также в последнее время весьма активизировались представители страховых компаний, что связано с принятием закона об автогражданке. Довольно активно себя ведут и предприятия розничной торговли, которым нужно обрабатывать информацию буквально о каждом клиенте. Не стоит забывать и государство - пожалуй, самого крупного игрока на 1Т-рын-ке. Связано это с масштабностью проектов, которые оно реализует. Ведь невозможно осуществить без IТ-технологий такую глобальную задачу, как перепись населения или всероссийские выборы, когда информация должна обрабатываться, во-первых, корректно, а во-вторых - оперативно.
- Как вы считаете, в чем заключается специфика внедрения IТ-технологий в этих сферах?
- Принципиально подход к внедрению информационных систем во всех сферах бизнеса одинаковый. В каждой компании есть набор бизнес-процессов, которые нужно улучшить путем их автоматизации. Для этого понадобится некое программное обеспечение, устанавливаться оно должно на определенную инфраструктуру.
Специфика же начинается в деталях. Например, в банках прежде всего важна конфиденциальность, защищенность и сохранность информации. А в компаниях розничной торговли и услуг больше внимания уделяют налаженным информационным потокам с конечными пользователями - сейчас, к примеру, многие создают саll-центры, когда клиент может быстро и удобно связаться с фирмой, товар или услугу которой он приобретает. Кстати, эффективность внедрения подобных решений ощутима не только для самих компаний, но и для простых граждан. Лично я стал чаще пользоваться услугами "НТВ-плюс", после того как эта компания установила у себя современный саll-центр. Если раньше дозвониться им и получить какую-либо информацию было очень сложно, то теперь поговорить со специалистом не составляет особого труда.
- Какие области бизнеса сейчас являются наиболее перспективными для внедрения 1Т-решений?
- По моему мнению, интенсивное развитие в данном направлении начнется в сфере производства, где автоматизация находится в зачаточном состоянии. Интересно, что сейчас стимулом использования IТ-технологий в производственных компаниях зачастую становится приход туда иностранного инвестора. Когда он приходит, предприятию тут же приходится налаживать четкую отчетность в своей бухгалтерии. А потом возникает "эффект снежного кома" - на бухгалтерскую систему начинают устанавливать, скажем, систему управления складом или поставок комплектующих. И предприятие вдруг понимает, как это удобно, когда не нужно по старинке несколько раз переписывать на бумаге все содержимое склада, а достаточно занести информацию в автоматизированную систему, а затем, пополняя этот банк данных, иметь возможность извлечь в нужный момент из ее памяти необходимую информацию и оперативно принять стратегическое для бизнеса решение.