Три способа создать свою сеть

Как создать сеть магазинов

Первый - покупка магазинов

Мы решили, что к 2005 году у нас должно быть девять магазинов

Есть предприниматели, которые утверждают, что для создания торговой сети нужно не так уж и много. Как сказал президент сети детских магазинов "Кораблик" Алексей Иванович Зуев, достаточно просто желания.

Наше предприятие достаточно молодое: было образовано в 2000 году, но уже имеет в своем составе семь магазинов.

Сегодня "Кораблик" представляет собой настоящую сеть. Это не просто набор магазинов, объединенных одной торговой маркой, а единый ассортимент, ценовая политика, возможность поставки продукции с центрального офиса.

Магазины объединены компьютерной сетью, поэтому отделы закупок видят, что было продано, в каком объеме, имеется ли товар на складе.

У сетевых магазинов вполне определенные преимущества: возможность выбора поставщиков (которые хотят поставлять товар оптом и готовы снизить цены) и, как следствие, лучшие закупочные цены. Все это в совокупности позволяет сократить издержки почти втрое.

Например, у нас единый централизованный склад и бухгалтерия, единый отдел рекламы и маркетинга.

Раньше, в советские времена, была сеть "Детских миров", но назвать их сетевыми достаточно сложно: в каждом был независимый директор, коммерческий отдел, бухгалтерия. В нашей сети все объединено. Директора есть, но они отвечают только за производственный и трудовой процесс: наем на работу, увольнение, прием товара и своевременное выполнение плана. Они способны самостоятельно назначать и увольнять сотрудников (в трудовой и производственный процесс не вмешиваюсь), но подбор специалистов на ключевые руководящие должности осуществляю я сам.

Магазины мы открываем за счет собственных средств компании и за счет банковских кредитов. Мы каждый год кредитуемся и до сих пор должны банку: брали средства на открытие первого магазина, а когда вернули - взяли еще, на второй, и так далее.

Получить кредит нам сегодня не сложно: когда есть имидж надежного заемщика, уже не требуется оформления большого количества бумаг. С хорошей кредитной историей мы сами выбираем, с кем сотрудничать.

Совет новичкам. Во-первых, предпринимателю не нужно бояться совершать ошибки. Также нельзя бояться потерять деньги. Если в угол ставить заработок, то успеха в развитии никогда не будет. Мы, например, никогда не ставили себе целью извлечение прибыли - для нас до сих пор важно занять нишу в рынке. А еще необходим опыт в бизнесе, который собираешься освоить.

Создавая сетевое предприятие, нужно быть готовым к ряду проблем: нам, например, не хватало знаний и опыта в избранной сфере бизнеса, не было помещений под магазины, не был решен кадровый вопрос: например, на рынке много бухгалтеров, но разбирающихся в розничной специфике очень мало, нет и хороших менеджеров.

Мне, например, с самого начала не хватало знаний и умений, поэтому учился сетевому бизнесу на собственных ошибках. Например, внедрял формы подачи какой-то продукции и понимал, что используем устаревшие методы, после чего снова пробовал и снова ошибался.

Схема сетевого магазина не была перенята из учебника, а осваивалась на своем опыте, хотя за прошедшие годы пришлось изучить огромное количество литературы: по мерчендайзингу, маркетингу, финансовой отчетности, технологиям рекламы и другой.

В любом сегменте рынка есть незанятая ниша. Все зависит только от целей - кем ты хочешь быть: можно открыть небольшой магазин в подвальном помещении и работать семьей, а можно нанять людей, поделиться прибылью и создать сеть.

Мы воспользовались вторым вариантом, и к 2005 году, по расчетам, уже будет десять магазинов, а к 2008-му планируем открыть сотню. Считаете, слишком смелое заявление? Раньше мы думали так же.

Думаю, что все дело в планке, которую мы себе поставили изначально, когда бизнес только начинался: мы вдруг решили, что к 2005 году у нас должно быть девять магазинов, и приложили все усилия, чтобы так оно и случилось. В общем-то, цифра не появилась из ниоткуда, а возникла после того, как нам девять раз возвращали документы, поданные на регистрацию товарного знака. Для нас девятка стала магическим числом, и мы почему-то уверенно поставили себе задачу.

Сейчас вспоминать смешно, а тогда у меня был просто опыт работы в Детском мире коммерческим директором, я не знал, что в Москве более сотни аналогичных магазинов, не считая мелких павильонов на рынках, и думал, что легко завоюю рынок. Наверное, эта безнадежная самоуверенность и помогла добиться положительных результатов.

Не могу сказать, что успех предопределил умелый маркетинг: по большей части простой авантюризм и слепая вера в конечный результат, чем в маркетинговые, экономические или философские знания. Сегодня у меня сугубо практические, бесценные знания, а тогда было желание дилетанта, не более того. Я думаю, что именно субъективные факторы и помогут любому другому предпринимателю начать свой сетевой бизнес, как это сделали недавно мы.

Второй - производственная кооперация

Объединив капитал, мы организовали небольшое "хлебное" производство

Сергей Ромашев, предприниматель, владелец сети хлебобулочных предприятий "Ромашев и партнеры".

Первоначальный капитал для своего бизнеса пришлось зарабатывать перегоном и продажей иномарок. В конце 90-х это приносило неплохой доход. Позже, поняв, что на "чужих" машинах далеко не уедешь, начал искать новый перспективный вид бизнеса. Желание делать то, что не способны производить крупные компании, навело на мысль о покупки минипекарни. Минипекарни способны чуть ли не ежедневно изменять ассортимент продукции, тем самым привлекая дополнительных покупателей и в короткое время окупая свою себестоимость.

Изначально оборудование установили в арендованном и переоборудованном подвале жилого дома. Хлебом торговали только для окрестных домов. Все мы знаем, насколько вкусен свежевыпеченный хлеб, поэтому дела быстро шли в гору. Но в дальнейшем мы ощутили серьезное давление конкурентов. Нужно было в короткие сроки расширить не только потребительскую аудиторию, но и масштабность бизнеса. В конце 2000 года случайная встреча со старым приятелем, владельцем небольших продовольственных магазинов, дала развитие нашему совместному делу. Со временем, объединив капитал для покупки нового оборудования, мы организовали небольшое "хлебное" производство. На сегодняшний момент минисеть предприятий по производству хлебобулочных изделий поставляет продукцию в магазины моего партнера.

Превзойдя конкурентов, открывающих палатки, торгующие хлебом около пекарен, мы совместили реализацию продукции минипекарни с сетью магазинов. В магазинах установлены специальные отделы, в которые поставляется свежевыпеченный хлеб. Учитывая то, что пекарни и магазины располагаются в непосредственной близости друг от друга, потребитель получает качественную и свежую продукцию.

Сегодня мы планируем заключить договор с некоторыми супермаркетами района на поставку хлебобулочной продукции. Надеюсь, это станет очередным витком в развитии совместного бизнеса.

Третий - аренда торговых точек

Полная окупаемость магазинов, с учетом выкупа помещений, займет по приблизительным подсчетам около 2 лет

Виталий Добряков, совладелец сети магазинов "Ореол".

Сеть минимагазинов "Ореол" планировалась задолго до своего возникновения. Несмотря на насыщенность района сетями супермаркетов, потребительский спрос на товары наших магазинов не уменьшается. Учитывая существующий в Москве, особенно в жилых районах, дефицит торговых площадей и сложности, связанные со строительством новых, можно сказать, что в какой-то степени нам улыбнулась удача.

Изначально, владея несколькими небольшими торговыми павильонами, я понял, что это бизнес с низкой рентабельностью. Постоянные проверки, ограниченные и плохо оборудованные складские помещения. Оба магазина с трудом окупали затраты. В конечном итоге пришлось продать магазины. Партнера, согласившегося на организацию мини-сети магазинов, пришлось ждать долго, но и в этот раз фортуна не отвернулась. После изучения торгового района и проведения небольших маркетинговых исследований идея открытия минисети магазинов показалась не столь утопичной. Был заключен договор с директорами двух бывших магазинов "Диета", расположенных в разных концах района. Было решено отказаться от типа дешевого продовольственного магазина, обустроить интерьер и ассортимент таким образом, чтобы они отличались от классических дискаунтеров. К примеру, тем, что продукты нашей сети продаются на вес. Также как и в крупных супермаркетах, в магазинах "Ореол" покупатель может в одном месте купить все необходимые виды продовольствия, практически по ценам рынка.

Формой объединения обоих магазинов является договор о долгосрочной аренде помещений на срок 5 лет, заключенный с владельцами. Арендовать бывшие "Диеты" мы начали в 2002 году, причем с правом дальнейшей пролонгации. Плата за арендованную площадь взимается как тогда, так и сейчас в зависимости от уровня курса американской валюты. Если быть честным, то практически по устному договору с владельцем помещения.

На ремонт и подготовку ушло в общей сложности около года. С 2003 года оба магазина были успешно введены в эксплуатацию и на данный момент продолжают свою работу. Если говорить о ближайших планах, то в первую очередь - это выкуп обоих помещений у владельцев. По прошествии практически года магазины пока не смогли окупить вложенных средств. Процент общей окупаемости составляет около 60%. Полная окупаемость магазинов, с учетом выкупа помещений, займет по приблизительным подсчетам около 2 лет.

Важным фактором при организации минисупермаркетов был учет менталитета и поведенческой модели потенциальных покупателей, которые приходили за продуктами в бывшие "Диеты".

Часть покупателей привыкли покупать товары определенной ассортиментной группы на рынке, например, мясо, фрукты и овощи. А в магазинах докупать остальные виды продуктов. Поэтому, для привлечения большего числа покупателей, пришлось отказаться от упакованных полуфабрикатов и фасованного мяса и овощей. Тем самым предоставив потребителю возможность выбрать тот или иной товар самому.

Сейчас, проработав в сфере сетевого бизнеса, можно выделить плюсы минисети магазинов. Во-первых, достаточно высокая норма прибыли и упрощение логистики, и как следствие, снижение затрат и издержек. Во-вторых, большая возможность оперативного изменения ассортимента продовольственных товаров, и как результат, привлечение дополнительных покупателей. И, в-третьих, это достаточно высокое и гарантированное качество предлагаемой продукции.

Безусловно, минисети магазинов, по сравнению с крупными сетями супермаркетов, имеют и свои недостатки.В основном они связаны с затратами на оборудование, лицензированием, сертификацией, сложностью получения разрешительных документов. Также здесь можно отметить проблемы малой площади складских, подсобных и торговых помещений.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости