АВИАСАЛОН
Первый международный грузовой рейс из Китая в Европу был выполнен через Красноярск еще месяц назад, а теперь сибирский аэропорт принимает транзитные грузовые суда уже три раза в неделю.
Опыт сибиряков по созданию в аэропорту Красноярск мультимодального транспортного узла, способного оживить региональные грузоперевозки, может быть использован в масштабах страны.
Об этом заявил министр транспорта РФ Игорь Левитин, подводя итоги рабочего совещания по проблемам развития авиации в Сибири, которое состоялось в Красноярске. Встреча проходила в краевой администрации сразу же после открытия Сибирского международного авиационно-космического салона, и многие его участники, прежде всего руководители авиакомпаний, впервые получили возможность скоординировать свои позиции в свете Транспортной стратегии России.
- Нельзя недооценивать роль авиации в Сибири, ведь только с ее помощью можно было освоить огромные просторы, - подчеркнул губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. - Сибирский авиасалон в течение трех лет "набирает высоту", и растет количество его участников, как и экспозиций, выставленных сибирскими товаропроизводителями. Отрадно, что все это вызывает серьезный интерес за рубежом. Несколько десятков бумажных самолетиков, запущенных под самые своды красноярского Дворца спорта, вызвали заметное оживление в зале во время торжественной церемонии открытия авиасалона. Вот с такой бы легкостью поднимались в небо наши лайнеры! К сожалению, нынче с конвейеров авиазаводов сходят единичные воздушные суда. Многие предприятия в лучшем случае ждут заказов, а в худшем - приказали долго жить.
По оценке Минтранса РФ, к 2006 году в стране ожидается еще больший, чем нынче, рост объемов авиационных перевозок, но многие самолеты к тому времени полностью выработают свой ресурс. А в Сибири через несколько лет вообще не на чем будет летать из-за старения авиапарка.
- Россия исконно была аэрокосмической державой, - сказал, выступая перед участниками встречи, Игорь Левитин. - К сожалению, мы упустили время, не занимаясь авиапромом, а теперь требуется переломить ситуацию. Приоритетом должно стать производство собственной техники. Вот почему на правительственном уровне принято решение о поддержке предприятий авиационной промышленности и выделении для развития их мощностей шести миллиардов рублей. Подъем отечественного авиастроения - это заказы для тысячи смежных предприятий, рабочая занятость, экономические перспективы.
В этих условиях чрезвычайно важна позиция, которую занимает перевозчик: предпочитает он приобретать иностранную технику или готов переориентироваться на использование самолетов российского производства. Необходимо, чтобы здесь была "улица с двусторонним движением". Игорь Левитин призвал авиакомпании поддержать отечественную промышленность, загружая заводы заказами на изготовление таких современных лайнеров, как Ан-148. Первая машина этого класса в самое ближайшее время будет поставляться в Сибирь. Северные территории крайне нуждаются и в таких многоцелевых самолетах, как "Финист" Смоленского авиазавода, который был представлен на выставке на авиасалоне. Помимо пассажирских перевозок его можно использовать для мониторинга атмосферы и поверхности земли, аэрофотосъемки и геологоразведки, воздушного наблюдения за тайгой, а также в спасательном, санитарном и учебно-тренировочном вариантах.
Еще пять лет назад, говоря о развитии региональных перевозок, сибирские авиаторы сокрушенно качали головами: спад объемов казался непреодолимым. Актуальным оставалось только одно направление - на Москву. Доля "столичного" пассажира в компании "КрасЭйр" достигала восьмидесяти процентов. Сегодня, по словам руководителя предприятия Бориса Абрамовича, она уменьшилась в четыре раза, в то время как объемы перевозок увеличились более чем втрое и составляют два миллиона пассажиров в год. Безусловно, Игоря Левитина интересовал вопрос: за счет чего же удалось этого достичь?
Одним из шагов, позволивших сибирякам объединить усилия в перераспределении в свою пользу пассажиропотоков, стало создание технологического альянса из пяти предприятий ("КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии", "Омскавиа", " Сибавиатранс" и "Самара"), Федеральный аэропорт Красноярск в данном случае выполняет функции опорного узла и способен охватить воздушным сообщением шестьдесят городов страны, не считая ближнего и дальнего зарубежья. По сути, красноярская компания привлекла пассажиров из других регионов. Прогнозы на будущий год самые обнадеживающие: альянс предполагает выйти на объем перевозок в пять миллионов пассажиров.
Сегодня аэропорт Красноярск уже является крупным распределительным центром пассажирских потоков, и сибиряки не случайно создают на этой базе мультимодальный грузовой узел. Благоприятствующим фактором является выгодное пересечение ключевых транспортных магистралей (Транссиб, река Енисей и федеральная автотрасса "Байкал"). Кроме того, Красноярский край располагает запасами нефти, природного газа, золота, платины и других минеральных ресурсов, поэтому освоение природных богатств немыслимо без дальнейшего развития транспорта.
В качестве партнера нового проекта сибиряки выбрали группу компаний "Волга - Днепр" - признанного лидера авиаперевозок тяжелых и сверхтяжелых грузов. В свое время она сумела оптимизировать доставку грузов между Азией, Европой и Америкой, создав авиационный узел в Домодедове. В Сибирском федеральном округе для дозаправки самолетов выбран именно Красноярск - самый выгодный промежуточный пункт на пересечении международных транспортных коридоров.
Первый международный грузовой рейс из Китая в Европу был выполнен через Красноярск еще месяц назад, а теперь сибирский аэропорт принимает транзитные грузовые суда уже три раза в неделю. Причем объемы могут возрасти в десятки раз, поскольку появление новых маршрутов даст дополнительную прибавку погрузки - до пятнадцати тонн с каждого рейса. Для приема самолетов оборудована специальная стоянка, реконструируются складские помещения, и это только начало, требующее, конечно, немалых затрат. На покупку необходимого оборудования и строительство терминала для склада временного хранения грузов потратят примерно четыре миллиарда долларов.
деньги очень большие, вот почему так важно для сибиряков аккумулировать как государственные, так и частные инвестиции.
Заниматься этим будет управляющая компания, зарегистрированная в Красноярске и представляющая интересы таких хозяйствующих субъектов, как группа "Волга - Днепр", "Крас-Эйр", администрация края и госпредприятие "Центр транспортной логистики". Подписание соглашения о создании новой структуры, состоявшееся в губернаторском зале сразу после совещания, получило положительную оценку руководителя Минтранса РФ Игоря Левитина. По его словам, в Сибири создана модель, опыт использования которой будет иметь огромное значение для экономики страны в целом. Ведь воздушный транспорт создает предпосылки для тесного взаимодействия со смежниками - железнодорожным и автомобильным транспортом.