На этой неделе о решении оставить свою должность объявил глава крупнейшей в России пивоваренной компании "Балтика" Таймураз Боллоев. Как объявила пресс-служба "Балтики", исполняющим обязанности президента назначен член совета директоров "Балтики" Антон Артемьев. И каковы бы ни были причины отставки Боллоева, занимавшего этот пост последние 13 лет, наверняка можно утверждать только одно. Президент покидает компанию, которая находится сегодня в наилучшей за свою историю форме.
В этом году компании "Балтика" удалось удержать лидирующие позиции на рынке: за 11 месяцев 2004 года продажи компании составили 181, 5 млн. дал пива. Только в ноябре рост продаж составил 55%, что более чем в пять раз превышает продажи двух ближайших конкурентов компании за аналогичный период. По данным UFG, к ноябрю текущего года доля "Балтики" на рынке достигла 26, 4%.
Еще накануне летнего пивного сезона 2004 года "Балтика" заявляла о своих амбициозных планах. Говорили о строительстве индивидуальных брендов, рестайлинге, продвижении суббрендов внутри зонтичного бренда "Балтика", запуске новых сортов.
Сейчас можно подвести некоторые итоги. Так, сделан рестайлинг суббрендов "Балтики" в среднеценовом сегменте - дизайн "четверки" и "шестерки" теперь соответствует общей концепции сортов "Балтики". Впервые эта концепция была представлена на обновленной "Балтике N 3". В сентябре выпущен новый сорт пива "Балтика N 2 Светлое". Самостоятельное позиционирование получило пиво "Балтика N 9 Крепкое", которое вышло в банке и ПЭТ "Панцирь" с отличительным дизайном. Это новое оформление "девятки" заняло первое место в номинации "Этикетка и упаковка" на Московском международном конкурсе дизайна. В октябре с выпуском пива "Балтика N 5 Золотое" в новой упаковке начался рестайлинг и премиальных суббрендов "Балтики". В конце ноября питерские пивовары выпустили "Балтика N 7 Экспортное" в новой упаковке - стеклянной бутылке.
Эксперты свидетельствуют, что эти масштабы соизмеримы с деятельностью иной компании за несколько лет.
Видимо, отсюда и результат - показательный на фоне других пивоварен рост продаж. К примеру, продажи сорта пива "Балтика N 3 Классическое" в ноябре этого года выросли на 95% по сравнению с ноябрьскими показателями 2003 года. Случай для рынка уникальный. Одно дело, если вдвое увеличивается продажа продукта, который на рынке занимал мизерные объемы. Продать вместо одного ящика два или вместо одного вагона два - дело нехитрое. Но сделать то же самое с товаром, который и без того занимает лидирующие позиции на рынке, - в это мало кто верил. Высокий рост продаж продемонстрировали и другие бренды компании, получившие самостоятельное позиционирование: объемы продаж лицензионного пива Carlsberg с начала года выросли на 134%, а региональных брендов "Самара" и "ДВ" - на 178 и 223% соответственно.
О секретах таких результатов говорить не принято. Возможно, помимо изменения маркетинговой политики сделала свое дело новая система дистрибуции, в которой занято, по слухам, свыше тысячи человек в более чем 140 городах России. Говорят и о каком-то "балтийском" пакете из 50 программ по стимулированию продаж, о том, что компания сумела чуть не за лето добиться соглашений об инвестициях с более чем 90 крупными торговыми розничными сетями. Пиво компании "Балтика" давно считается народным пивом - оно представлено практически во всех торговых точках по всей стране. Инвестиции в создание такой сети, в дистрибьюторские центры и логистику (у компании свой железнодорожный и автомобильный парки, 30 складов по всей стране, в том числе 7 современных складских терминалов) составили, по оценкам экспертов, не менее 30 млн. долларов.
Компания продолжает расти даже при введении государственных ограничений в области рекламы, что свидетельствует о силе и устойчивости ее брендов. Устойчивость и лидирующее положение на рынке привело к росту капитализации: по данным РТС, она превышает 2 млрд. долларов. При этом компания ежедневно, каждым бокалом своего пива доказывает, что не зря считается лидером рынка и по качеству. Будь иначе, никакие экономические схемы и инвестиции не заставили бы россиян отдавать предпочтение "Балтике".
Графические материалы:
Стоимость продуктов питания в супермаркетах класса люкс Москвы (в рублях)
Материалы доступны в бумажной версии издания