Транспорт - это доставка и переработка грузов. Кажется, что еще совсем недавно эту работу выполняли только мощные государственные транспортные предприятия. Частников допускали в исключительно редких случаях. Поскольку конкуренция в таких условиях исключалась, прогресс в этой сфере деятельности отсутствовал. Работа шла настолько стабильно, что стала больше походить на застой. Новые веяния не могли пробиться сквозь косность.
Весь мир уже давно работал, используя методику транспортной логистики. Эта структура подразумевала доставку грузов получателям "от порога до порога", даже если при этом использовались несколько видов транспорта - авиация , автомобили, речные суда... Настоящим прорывом в доставке грузов стали контейнерные перевозки. До нас эти нововведения доходили с большим опозданием.
В прошлом году Министерством транспорта , связи и информатизации было организовано и проведено солидное совещание о развитии контейнерных перевозок в республике. Тогда многим из его участников переход к такой форме обслуживания клиентуры показался недостижимым в наших условиях, хотя определенный опыт подобной работы у нас к тому времени уже был.
Прогрессивные методы перевозки грузов, используемые и у нас в стране, и за рубежом, наиболее оперативно стали перенимать и использовать наши предприниматели, вынужденные работать в условиях конкуренции. Одним из таких предприятий стало ООО "Речсервис" в Ленске.
Это частное предприятие ориентировано на оказание транспортно-экспедиторских услуг по доставке, отправлению и переработке грузов населению Юго-Западного региона республики.
Сейчас стаж его работы насчитывает более пятнадцати лет. А результаты таковы, что об использовании опыта этого предприятия шла речь на первом съезде работников транспортного комплекса РС(Я), проходившем недавно в Якутске. Методы его работы обсуждались в одной из секций съезда.
Только это предприятие до текущего года предоставляло контейнеры, прием и перевозку домашних вещей гражданам, живущим в Ленском, Мирнинском, Сунтарском и Нюрбинском районах. Населению Ленского района контейнеры с домашними вещами доставляются "от дома до дома". Прямо у клиента оформляются транспортные документы, предоставляются автомобиль, автокран и грузчики. Количество таких контейнеров с домашними вещами в разные годы достигало 3, 5 тысячи в навигацию, а средний показатель - полторы тысячи.
Казалось бы, частное предприятие подразумевает замкнутость, однако "Речсервис" развивалось именно благодаря тесным контактам с транспортными предприятиями Ленского и Осетровского речных портов, автомобилистов, ОАО ЛОРПа. Хорошие взаимоотношения сложились и с органами местного самоуправления, которые поддерживают предприятие, предоставляя в аренду складские помещения, гаражи-стоянки. Одна из них - на тридцать грузовиков - круглогодичного действия, содержится для автотранспорта партнеров: ЛОРП, СК "Якутск", Осетровский речной порт и других судовладельцев, дает грузовладельцам возможность выбора перевозчика и экспедитора, условий перевозки, тарифов, скидок, выбора графика движения флота. При этом оформление документов, заключение договоров, оплата, отслеживание груза, получение информации о его продвижении производятся в Ленске.
Ниша, которую заняло предприятие в транспортной системе Якутии, далась непросто. Созданное в 1989 году общество несколько раз меняло правовые формы предприятия в связи с изменениями законодательства. Приходилось буквально пробиваться на рынок, доказывать свою правоту, экспериментировать, порой в ущерб себе, поскольку не все нововведения в транспортировке грузов подходят для наших северных, да еще и сезонных условий.
В последние годы конкуренция в этом виде услуг постоянно растет. Появились небольшие причалы, оборудованные 16-тонными плавучими кранами. "Речсервис" тоже попытался использовать эту технику. Многие годы сотрудничая с ЛОРПом и Осетровским речным портом, он имел такую возможность. Однако этот метод себя не оправдал. Практика показала, что такой вариант имеет много негативных сторон. Допускались срывы в работе из-за непредсказуемых подъемов и спадов воды в реке, разрушения подъездных путей к причалам из-за осадков, осыпей берега и невозможности переработки многотонных контейнеров и грузов. С учетом всего этого предприятие в своей работе ориентируется на сотрудничество с Ленским речным портом.
На первом съезде работников транспортного комплекса Якутии речь шла не столько о достижениях транспортников, сколько о перспективах дальнейшего развития. С этой точки зрения опыт таких небольших, но успешных предприятий, как ООО "Речсервис", безусловно, будет использован. Это особенно важно сейчас, когда наметились серьезные перспективы повышения спроса на перевозки в связи с наметившимся подъемом экономики республики и соответствующим развитием транспортной сети.