Под таким девизом в Красноярске прошел III Сибирский международный авиационно-космический салон (САКС)
... "Нет, это не Бурже! " - подумал я, сойдя с трапа боинговского лайнера "767-200ER" авиакомпании "КрасЭйр", доставившего из Москвы на сибирскую землю большую группу столичных журналистов. Вылетев из промозглой московской ночи, мы, развязав несколько часовых поясов, угодили под ослепительно брызжущие лучи зимнего солнца. Воздушная гавань Красноярска гостеприимно встретила нас 28-градусным морозцем, поеживаясь от которого, я и сделал не слишком-то оригинальное заключение.
Забегая вперед, замечу, что авиакосмический салон Красноярска - это, конечно, не Бурже, и не Фарнборо. И даже не МАКС, тщетно пытающийся отобрать пальму первенства у этих престижнейших авиационных смотров. САКС - это совсем другой салон со своими собственными задачами.
Главная цель Сибирского авиасалона - позиционировать Красноярский край, которому исполняется 70 лет, как центр высоких технологий, центр транспортных коммуникаций России, как регион весьма привлекательный для инвесторов, продемонстрировать, наконец, потенциал сопутствующих отраслей и достижения регионов Сибири.
"Мы не только показываем, чего достигли, - подчеркнул губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, - но мы также ищем пути преодоления кризисных ситуаций. Во время авиасалона удобно проводить отраслевые совещания - они совпадают по звучанию с тематикой салона и способствуют формированию реальной картины происходящего".
В справедливости такого подхода мы убедились в первый же день, когда состоялось отраслевое совещание "Транспортная стратегия РФ. Региональные перевозки", которое провел министр транспорта Игорь Левитин (об этом совещании мы подробно расскажем в следующем номере - Ред).
Уже давно мода на авиакосмические салоны докатилась и до России, но красноярцы сумели придать этим форумам свой собственный неповторимый колорит. И в самом деле, где еще в мире салоны такого уровня проводятся зимой да еще в столь суровых погодных условиях?!
Впрочем, все традиционные атрибуты авиакосмических смотров были соблюдены неукоснительно. В промерзшем насквозь небе летчик-испытатель Сергей Богдан на Су-30МК играючи демонстрировал "колокол" и "кобру", а пилоты нижегородского завода "Сокол" Сергей Кара и Юрий Поляков показали во всей красе элегантный М-101Т.
На стендах, разместившихся во Дворце спорта им. Ивана Ярыгина, можно было увидеть логотипы известных российских и зарубежных фирм, среди которых ХГАПП, "МоторСич", Boeing, Pratt&Whitney, Beechcraft Berlin Aviation GmbH. Но, пожалуй, самым впечатляющим экспонатом стал полномасштабный макет спутника "Глонасс-М", представленный НПО прикладной механики им. академика М. Ф. Решетнева.
Важным событием не только для Красноярья, но и для всей России можно считать подписание учредительных документов по созданию Управляющей компании грузового хаба на базе международного аэропорта Емельянове. Соглашение подписали представители "КрасЭйр", Группы компаний "Волга-Днепр" и "Центра транспортной логистики", действующего по поручению краевой Администрации. Через этот узел будут распределяться грузопотоки из Европы и Северной Америки в Азию. В функции управляющей компании входит организация сетевой доставки, складская обработка грузов и почты по заявкам авиакомпаний.
Создание мультимодального транспортного узла позволит оптимизировать транспортную сеть на только Красноярского края, но и России в целом и даст возможность основным партнерам по проекту выйти на рынок грузовых авиаперевозок с качественно новой услугой, - сказал гендиректор "КрасЭйр" Борис Абрамович. - А учитывая, что наша авиакомпания с 2001 года приступила к реализации проекта создания пассажирского и грузового узлов уже сегодня аэропорт Красноярска можно считать распределительным транспортным авиационным центром, обслуживающим внутрироссийские пассажирские и грузовые потоки.
Этот проект, соединив ключевые транспортные магистрали, - транссибирский и кроссполярные маршруты, Северный морской путь, посредством захода в Енисей, автомагистрали региона позволит создать в Красноярске мощный центр логистики для Сибири и Дальнего Востока.
С начала ноября красноярский аэропорт принимает Boeing 747-200F подразделения "Волга-Днепр" AirBrige Cargo, который трижды в неделю выполняет полеты из Пекина и Тянцзиня в Люксембург. Для приемки и разгрузки самолета оборудована специальная стоянка.
... Наверное, не будет преувеличением сказать, что САКС-2004 стал бенефисом для "КрасЭйр", которая на этом представительном форуме заключила несколько важных соглашений.
Так, красноярская компания выступила инициатором создания беспрецедентного для России авиационного альянса, в который вошли также "Домодедовские авиалинии", "Омскавиа", "Сибавиатранс" и "Самара". Этот альянс, образованный в полном соответствии с мировыми тенденциями к консолидации перевозчиков, позволит максимально эффективно организовать воздушные перевозки в России и даже стать конкурентоспособным членом мирового авиационного сообщества. Уже к началу летней навигации партнеры планируют увеличить частоты и провозные емкости на ряде направлений. Традиционные маршрутные сети будут объединены для исключения внутренней конкуренции и обеспечения максимального числа двусторонних трансферных связей. Трансферные стыковки в Самаре и Омске будут выстраиваться аналогично успешно действующему красноярскому хабу. Рассматривается возможность открытия новых международных трасс и образование единой международной маршрутной сети.
В тот же день был подписан меморандум о сотрудничестве между "КрасЭйр" и Boeing. Целью этого соглашения станет расширение сотрудничества и долгосрочных партнерских отношений между компаниями. Вице-президент Группы коммерческих самолетов Boeing Крэг Джонс напомнил, что на предыдущем САКСе был подписан пакет документов, на основании которых "КрасЭйр" сегодня эксплуатирует два "767-200ER", взятые в лизинг на 5 лет. Новый документ предусматривает расширение сотрудничества и долгосрочных партнерских отношений. Американская корпорация окажет содействие в планировании и развитии парка "КрасЭйр", в выборе типов ВС, в поддержке и сопровождении самолетов. Будет сформирована рабочая группа для совместных работ по развитию самолето-моторного парка авиакомпании.
Еще один документ "КрасЭйр" подписала с лизинговой компанией "Ильюшин Финанс Ко" - меморандум по подготовке контрактов на поставку региональных самолетов Ан-148. Напомним, что протокол о намерениях, предусматривающий поставку 12 этих машин, был подписан на салоне в Фарнборо в июле нынешнего года.