С 17 по 19 декабря в Кстове представители частных компаний и властных структур размышляли над стратегией развития Нижегородской области до 2015 года. В семинаре, организованном областным Законодательным собранием, приняли участие свыше 100 человек. Среди них - руководители крупных районов области, промышленных и транспортных предприятий. Одним из участников гражданской ассамблеи стал директор по административной работе и связям с общественностью Волжского пароходства Сергей ДЬЯЧЕНКО
Наш корреспондент попросила Сергея Александровича рассказать о своих впечатлениях от прошедшей дискуссии и назвать наиболее важные проблемы, которые там обсуждались.
- Пытаясь заглянуть в будущее, участники ассамблеи выделили много факторов, которые так или иначе повлияют на нашу жизнь через 10 лет. Одним из наиболее существенных является весьма вероятное вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и вытекающие отсюда экономические последствия: обострение конкурентной борьбы, изменения привычного ритма работы российских предприятий, вынужденных искать свое место в системе мирового разделения труда, и прочее.
Разумеется, вписаться в новые экономические реалии будет непросто. Наша страна, лишь недавно оправившаяся от последствий "шоковой терапии", вновь окажется перед лицом серьезного реформирования. Для того чтобы этот процесс прошел как можно менее болезненно и плавно, нужно уже сегодня принимать адекватные и упреждающие меры.
В частности, интеграция Нижегородской области в мировой экономический процесс очень существенным образом будет связана с развитостью нашей транспортной инфраструктуры, ее способностью обеспечить качественно новые грузопотоки. Скажем, многие автомобильные заводы Германии получают комплектующие из Канады с помощью безупречно выстроенных контейнерных линий, в состав которых входят терминалы, а также складские комплексы. Как известно, эти линии обслуживают несколько видов транспорта. Вот еще пример. Концерн "Тойота" ищет в России место, где он мог бы построить завод по сборке автомобилей. Главное требование инвестора - развитая транспортная инфраструктура.
Собственно, это обстоятельство всегда играло важную роль в экономическом развитии территорий. Так, никому не известные населенные пункты начинали стремительно наращивать свое влияние вслед за формированием крупных транспортных линий. И наоборот, есть масса случаев, когда большие города, оставшиеся в стороне от ключевых магистралей, постепенно теряли свое экономическое могущество.
Чтобы такая же участь не постигла Нижегородскую область, нужно уже сегодня предпринять соответствующие шаги. Безусловно, выгодное географическое положение Нижнего Новгорода играет очень важную роль в развитии региона, а разветвленная сеть транспортных коммуникаций служит необходимой предпосылкой экономического роста. Однако возможность так и останется возможностью, если не реализовать заложенные в ней перспективы.
В последнее время наша судоходная компания вместе с Северо-Западным пароходством активно занимается развитием контейнерных перевозок. Положительно зарекомендовал себя первый опыт прямой доставки водным путем танк-контейнеров с моноэтиленгликолем из Дзержинска в Роттердам. Уже запущена в действие контейнерная линия в Калининграде, в ближайшие полтора - два месяца начнет свою работу линия Санкт-Петербург - Роттердам или Санкт-Петербург - Антверпен. Мы верим, что очень скоро возродятся контейнерные перевозки по Волге - из Санкт-Петербурга в Иран, и таким образом заработает, наконец, в полную силу транспортный коридор N9 "Север-Юг".
Однако, движение контейнеровозов мимо Нижнего Новгорода не означает, что стандартные 40-футовые контейнеры с речных судов будут доставляться на предприятия нашего города. К сожалению, в Нижнем нет терминала для обработки таких контейнеров. Грузовой порт находится в черте города и не имеет железнодорожного подъезда, транспортно-таможенный комплекс "Логопром-Сормово" недоступен речным судам... Существует целый ряд проектов в области транспортной логистики, которые включают в себя развитие дорог, строительство мостов и терминалов.
По большинству проектов (в том числе и низконапорной плотине) ведутся дискуссии о целесообразности их строительства, а пока каждое из транспортных ведомств решает свои проблемы обособленно, порой не имея представления о том, каковы же будут потребности промышленности в перевозках лет через пять-семь. Однако комплексной экономической оценки ситуации по транспортно-логистическому комплексу пока не сделано. Несомненно, что это - задача правительства области. Ведь только экономически обоснованные решения могут стать основой для привлечения инвестиций в эту отрасль.
Что касается Волжского пароходства, то наша судоходная компания уже сегодня по мере сил готовится ко вступлению страны в ВТО: строит новые суда, принимает финансовое участие в обустройстве береговой инфраструктуры.
В свою очередь, правительство Нижегородской области должно крепко задуматься о том, что потребуется нашей промышленности завтра, и принять адекватные меры. И развитие транспортного комплекса региона играет в этой связи ключевую роль, а потому требует самого пристального внимания. Ведь существует же федеральная программа "Модернизация транспортной системы России", согласно которой выделяется 50 млрд. рублей на нужды транспортного комплекса Приволжья. И здесь должна быть очень мощная инициатива со стороны областной администрации, кровно заинтересованной в экономическом процветании нижегородского края. Иначе рыночное преимущество Нижнего Новгорода будет безвозвратно утеряно - его "перехватят" более предприимчивые Самара или Казань.