По самым скромным подсчетам, латвийский рынок услуг курьерских международных отправлений в 2004 году вырос более чем на 75 %. Не менее впечатляющие темпы обещает принести и 2005-й. Правда, при этом о показателях Эстонии и Литвы нам остается только мечтать.
Юлия МОРЕВА, исполнительный директор ООО Baltic Logistic System - Latvija (BIZPAK/DPD<
Прошедший год, безусловно, стал одним из самых знаменательных для представителей латвийских курьерских почт. Дело в том, что вступление нашей страны в Европейский союз сняло с повестки дня такой сдерживавший их развитие фактор, как таможенный контроль на границах. Данное обстоятельство не только позволило уменьшить бюрократические проволочки, связанные с оформлением грузов, но и существенно сократило срок доставки партий до получателя. Особенно если те располагаются в пределах Балтии.
Кроме того, падение таможенных препон окончательно убедило международные компании в необходимости рассматривать прибалтийские республики через призму единого рынка. Как следствие - возросла потребность в услугах логистики: создавать собственную сеть, охватывающую Латвию, Эстонию и Литву, весьма нерационально и накладно. Дешевле доверить доставку товара специализированным предприятиям. Не случайно если еще год назад свой транспорт для перевозки продукции продавцам использовали 47 % всех отечественных коммерческих структур, то сейчас эта цифра сократилась до 40 %. Впрочем, до показателей Литвы, у которой доля уменьшилась с 40 % до 23 %, нам еще очень далеко.
Здесь необходимо упомянуть не сбывшиеся пока надежды на то, что именно Латвия станет логистическим центром Балтии. Наоборот, ведущие активную экспансию на местный рынок литовские и эстонские предприятия стараются работать со своих складов на родине. И строить их у нас не спешат, потому как дистрибуцию (доставку) конечному потребителю по Прибалтике очень эффективно организуют с помощью курьерской международной почты.
А вот предположение о том, что вступление в европейское сообщество не приведет к серьезным изменениям в списке компаний, оказывающих курьерские услуги, оказалось верным. Все, кто собирался обосноваться в нашей стране, сделали это загодя. И теперь если и возможны варианты, то не прихода на абсолютно пустое место нового игрока, а скорее покупки кого-то из действующих. Что, кстати, произошло с нами в мае 2004-го: дочерняя фирма французской почты GeoPost приобрела Baltic Logistic System International у шведской Posten Sverige.
В наступившем году можно прогнозировать дальнейший рост объема оказываемых нами и коллегами по бизнесу услуг. В 2004-м пирог, за который шла конкурентная борьба, оценивался менее чем в 10 млн. евро. Сейчас реально ждать его увеличения как минимум в 1, 5 раза. Помимо упомянутых выше причин такому развитию событий должна способствовать все большая узнаваемость нашего государства среди западных бизнесменов. Плюс клиентам надо подготовиться к незначительному росту расценок за доставку: инфляция и скачок цен на топливо не оставляют нам другого выбора.